Погуляв на греческой стороне Никосии и посетив Кипрский музей, мы отправляемся в галерею искусства Левентис, в которой располагается отличная коллекция как местной живописи, так и европейских художников.
Галерея Левентис открылась в 2014 году. В отличие от Кипрского музея -
https://lorien22.livejournal.com/417834.html, для этого музея был устроен целый архитектурный конкурс, с целью построить современно подходящее здание, которое сможет вмещать в себя коллецию из 800 картин кипрских, греческих и европейских мастеров.
Кипрское искусство и его развитие неразрывно связано с историей острова, и с его политической, социальной, экономической и культурной ситуацией. Не стоит забывать, цивилизация на Кипре была уже в эпоху Неолита, которая повела за собой беспрестанный поиск в области искусства.
Однако географическая изолиция и постоянные захваты Кипра различными чужеродными странами привели в итоге к экономическому и культурному обнищанию острова, и к ситуации, в которой кипрские художники не могли участвовать в Ренессансе Западной Европы и перешагнуть через традиции Византии и народного творчества.
Условия, позволяющие развитие нового творчества появились на Кипре только в начале XX века. Пионеры современного кипрского творчества столкнулись с многочисленными препятствиями и проблемами, но тем не менее смогли заложить фундамент для новой эпохи в живописи острова. В основном это нарративное и фигуративное искусство, берущее свое вдохновение из повседневной жизни людей, пейзажа и ландшафта, а также истории Кипра.
В современном творчестве Кипра уже чувствуется влияние европейских школ, Импрессионизма, Пост-Импрессионизма и различных модернистских движений.
Тем не менее некоторые современные кипрские художники предпочли остаться в привычных для них древних формах отображения реальности, берущего свои истоки из уже упомняутых народных мифах, а также византийского искусства.
Вот например несколько работ кипрских художников последних поколений, с явным влиянием европейских мастеров. Врионидес Вассилис (местный Ван-Гог)
Виктор Иоаннидес - Игроки в карты. Чье влияние, я думаю, говорить излишне
Немного влияния фовистов -
https://lorien22.livejournal.com/220544.html А вот тут любопытный микс. Тема Ван-Гога (стул, комната...), а цвета Матисса -
https://lorien22.livejournal.com/196998.html Тут, на мой взгляд, прослеживается Пикассо эпохи Синего периода
А тут наверное влияние Баскиата, Поллока и прочих пост-модернистов
К европейцам мы еще вернемся, а пока обратимся к творчеству пожалуй главного кипрского художника последнего столетия - Адамантиоса Диамантиса
Диамантис учился в Лондоне, в Королевском колледже искусства, и преподавал в Панкиприотской гимназии в Никосии. Его творчество в основном брало вдохновение с кипрского пейзажа, и в основном с людей. Самая монументальная и знаменитая работа художника "Мир Кипра" была создана между 1967 и 1972 годами и состоит из 67 фигур, 61 из которых была основана на Пленэре, и были нарисованы ранее, между 1931 и 1959 годами. Эти рисунки были отобраны из сотен картин, выполненных художником в годы его странствий по острову, посещения различных деревушек. В итоге композиция, состоящая из 11 панелей, развивается симметрично - от центра к краям полотна. В определенный момент Диамантис забросил технику субъективизма, которую использовал в начале, и перешел от изображения индивидуальных характеров к абстрактным человеческим типажам и символическим фигурам. Но несмотря на это в картине ощущается тепло, энтузиазм и вера в значимость людей и их место в этом мире. В полотне, состоящем из 11 панелей
Во второй картине, под названием "Когда мир Кипра впервые услышал плохие новости" (полотно было нарисовано в 1975 году, а годом до этого, напомним, произошел захват северной части острова турецкими войсками), Диамантис использовал те же фигуры, которые составляли его картину "Мир Кипра", но сосредоточился на том самом моменте, когда им сообщили о вторжении вражеских войск - момент, радикально изменивший историю их страны и собственно жизнь самих людей. Диамантис изобразил некоторых людей буквально "в прыжке", пытаясь передать резкий психологический переход из состояния блаженной гармонии к постоянному ужасу, преследующего их после произошедшего.
В данный момент в галерее Левентис проходит еще одна выставка Диамантиса, "Агонии", серия из восьми полотен, нарисованных художником между 1963 и 1977 годами.
За эту серию Диамантис получил многочисленные премии (от Академии искусств в Афинах, от Кипрской художественной академии и т.д).
В "Агониях" чувствуется многочисленные влияния различных мастеров - от Родена до Генри Мура, с которым, к слову, Диамантис вместе учился, и разделил первую премию по окончания колледжа.
Еще на Диамантиса сильно повлияла "Агония в Гефсеманском саду" Эль Греко, серия "Ужасы войны" Франсиско Гойи, Кандинский (своим ритмом наверное) и Эмиль Нольде.
Но больше всего среди повлиявших на него работ кипрский мастер отмечал "Гернику" Пикассо. Нельзя также не отметить влияние византийского искусство на Диамантиса - в аллегориях на Марию и ее ребенка и убиения невинных.
У меня, честно сказать, от "Агоний" сложилось противоречивое впечатление. Наверное я пресытился на данным момент кипрским искусством. Поэтому давайте перейдем к Парижской коллекции.
Анастасиос Левентис начал покупать картины, ставшие позднее Парижской коллекцией, между 1950 и 1970 годами. Европейским полотнам отведено шесть залов, начиная со Старых мастеров.
Продолжая эпохой Эль Греко и Контр-Реформации
Ведутами Каналетто
А также Рококо, и другими жанрами, среди которых мне лично понравилась работа Жан-Батиста Пильмана, художника, обычно стоящего в тени более маститых имен. Например его работы в потрясающей Галерее Курто -
https://lorien22.livejournal.com/272138.html, я пропустил.
Но главное тут конечно - зал импрессионистов и модернистов
Здесь представлены предшественники импрессионизма (Коро и Боден), главные мастера стиля (Моне, Ренуар, Сислей и Писарро), переход от Пост-Импрессионизма к Фовизму (Синьяк, Боннар, Вламинк, Утрилло) и начало модернизма (Шагал, хотя на мой взгляд он всегда был в стороне, и Ван Донген).
Ну а теперь пойдем по порядку. Начнем с Ренуара, прекрасного портретиста, натюрмотиста и любителя женщин всех мастиста)
Продолжим видом на Сену Клода Моне
А дальше проплывая сквозь пуантилизм Синьяка
Выйдем к представителям фовизма, начиная с Вламинка
Продолжая Жаном Дюфи
И кончая Ван Донгеном, о котором я вам недавно рассказывал, блуждая по окрестностям датской столицы в поисках Ордрупгаарда -
https://lorien22.livejournal.com/379763.html Шагала на этой выставке тоже причислили к фовистам. Немного странно, но в сущности почему бы и нет. Если цветовая гамма подходит, как говорится...
Есть тут и мой любимый Утрилло
Каждый раз, когда я смотрю на его умиротворяющие пейзажи, я поражаюсь контрасту творчества Мориса и его внутреннего кипучего характера, являющего полную протиположность "тихой" живописи художника.
Есть тут картины и совсем современных художников - например Жан-Пьер Кассиньоль
А мы плавно перейдем к Греческой коллекции XIX - XX веков
Коллекцию, состояющую из 190 работ Левентис приобрел в 1973 году.
Со временем она расширилась, и в данный момент насчитывает 260 работ, различных мастеров, жанров и эпох (от греческой Войны за Независимость в 1821 году до середины 70-х годов прошлого века).
Отдельное внимание в этой части экспозиции уделено искусству портрета. Обычай рисовать портреты героев Войны за Независимость, а также богатых представителей буржуазии и дворянства появился в греции к середине XVIII века, но что примечательно, самые известные портреты в коллекции - женщин. Вот тут сразу три - "Сидящая Дворянка" Андреаса Криезиса, "Портрет Старой Женщины" Дионисия Калливокаса, и, для контраста, "Портрет Молодой Женщины" Николаоса Кунелакиса.
А вот портрет - символ Галереи Левентис. Еще одна "Дворянка" тирольского художника Франциско Пиже.
Многие греческие ходожники (да и не только они) уезжали в Мюнхен
Столица Баварии была в те годы интеллектуальным и художественным хабом, а мюнхенская академия исскуств - мечтой многочисленных "провинциальных" художников.
Еще немного портретов и не только
А также понравившихся мне картин
Я бы мог вам долго еще рассказывать про эту выставку, как и про многие другие -
https://lorien22.livejournal.com/303674.html. Все уже наверное знают про мою большую любовь к музеям.
Но нужно уметь вовремя остановится.