В 2011 году Белгазпромбанк начал формировать коллекцию произведений искусств, ядро которой составляют художники Парижской школы - уроженцы Белоруссии. Цель проекта заключалась в возвращении произведений художников на родину своих создателей, и в моих глазах он имеет огромную важность, по трем причинам. Во-первых это признание своего культурного прошлого. Во-вторых, теперь в Белоруссии можно увидеть картины художников мирового уровня: Марка Шагала, Хаима Сутина, Леона Бакста, Михаила Кикоина и других. Ну а в третьих, (и самых главных) - большинство художников, представленных на выставке - евреи).
На данный момент выствка располагается в Дворце искусства, и я просто не мог ее пропустить. В прошлый свой визит (2010 год) я много слышал о намерении создать такую коллекцию, и могу только выразить свое восхищение результатом и работой представителей Белгазпромбанка.
Знаменитая "Ева", Хаима Сутина. Приобретена в 2013 году за 1,8 миллиона долларов - самое дорогое художественной произведение, купленное за годы независимости Беларуси.
До 2012 года на родине Сутина в Белоруссии не было ни одной его картины. В феврале 2012 года Белгазпромбанк приобрел вот эту картину - «Большие луга в Шартре с виадуком».
Эта картина была приобретена вместе с «Влюбленными» Шагала - первые оригинальные живописные произведения этих всемирно известных художников в Белоруссии.
С тех пор в коллекции появилось еще несколько работ Шагала
Марк Шагал родился в Витебске, и также является белорусским евреем
Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века даже писал стихи на идише)
К слову, напротив Шагала в Витебске когда-то жил известный художник Хаим Лифшиц, который по совместительству также мой родственник). Картин Лифшица к сожалению на этой выставке пока нет (есть в Национальном художественном музее республики Беларусь), но может еще все впереди. Сын Хаима Михаил Лифшиц тоже отличный художник - в эти дни живет в Чикаго.
Мне, к сожалению, этот семейный талант не передался - я не смогу нарисовать ничего даже под страхом смертной казни. Приходится довольствоваться чисто теорической любовью к искусству.
Следующий художник на очереди - Леон Бакст
Лейб-Хаим Израилевич Розенберг родился в 1866 году в ортодоксальной семье в Гродно. Картина «Купальщики на Лидо. Венеция», которую мы видим выше, относится к расцвету творческих сил художника, и написана в 1909 году на отдыхе, куда Бакст отправился вместе с Нижинским и Дягилевым, которые и изображены на полотне на переднем плане. Это одна из серии четырех картин - примечательно, что другая находится в Музее Израиля в Иерусалиме -
https://lorien22.livejournal.com/352111.html, в котором я, разумеется, был тысячу раз, но в упор ее не помню. Надо будет при следующем визите обязательно отыскать.
Еще одна картина Бакста, «Сумерки на озером». А вот пожалуй самая известная, «Ребенок в розовом»
Как и в случае с Сутиным и Шагалом, работ Бакста практически не было на родине художника. В 2103 году Белгазпромбанк приобрел «Эскиз костюма Жар-птицы», которая стала одной из первых картин, возвращенных в Белоруссию.
Следующий на очереди - Файбиш-Шрага Царфин
Царфин родился в том же местечке, что и Сутин - в Смиловичах. Они знали друг друга с детства, и дружили, несмотря на 6-летнюю разницу в возрасте - Сутин даже разрешал маленькому Царфину смотреть, как он работает. Позднее они встретились в эмиграции в Париже в 1920-е годы, и поддерживали связь. Царфину даже принадлежат небольшие мемуары о Сутине и жизни в Смиловичах. Существует легенда, что Сутин, когда увидел работы Царфина посоветовал ему уничтожить их (очевидно возникшая из-за того, что Царфин в 1924 году уничтожил большинство своих ранних работ), однако скорей всего это неправда - Сутин всегда поощрял занятия Царфина живописью, и никогда не критиковал его.
Когда Царфину было 14 лет, он переехал в Палестину. Позднее учился в Иерусалимской школе Искусств Бецалель. В этот период своего творчества (1914-1923) был близок к фовизму -
https://lorien22.livejournal.com/220544.html В 1923 году Царфин переехал в Берлин, а годом позднее - в Париж. Во время войны был призван в французскую армию, а в годы нацистской оккупации квартира Царфиных в Гренобле была одной из явок французского Сопротивления.
В 2011 году Белгазпромбанк приобрел 12 работ Царфина, которые и заложили основу этой коллекции, художников Парижской школы - уроженцев Беларуси.
Переходим к Михаилу Кикоину
Кикоин родился в Гомеле в 1892 году. Я, кстати, неожиданно обнаружил мемориал художнику в Фаранской Лавре в Израиле -
https://lorien22.livejournal.com/276980.html, что меня очень удивило и порадовало - мне очень нравятся его произведения.
Кикоин также дружил с Сутиным и еще одним известным художником, Пинхусом Кременем. Вместе они даже жили в "Улье" - знаменитом фаланстере в Париже
Ну и раз уж мы о Кремене
Кремень родился в поселке Желудок в Гродненской области. На выставке есть около десятки его картин, приобретенных в 2011 году, но я сфотографировал всего две. Помоему остальные на данный момент не выставляются, потому что в этот раз я работал основательно)
Вместе с Сутиным, Кременем и Кикоиным в "Улье" тусил также скульптор Осип Цадкин, чье замечательное произведение "Поллукс" можно также увидеть в коллекции Белгазпромбанка.
Пожалуй после Шагала и Сутина Цадкин - самый известный еврейский представитель Парижской школы. Его работы можно найти во всем мире - я даже видел одну в японском Хаконе, где находится его замечательный Ван Гог -
https://lorien22.livejournal.com/233748.html Раз уж перешли к скульптурам - Обнаженный мужчина Леона Инденбаума
Инденбаум родился в Чаусах, Могилевская губерния. Менее известен, чем другие художники, представленные на выставке, но тоже долгие годы работал в Париже. Его портрет даже нарисовал сам Модильяни.
Танцовщица, Сержа Зеликсона. Его надо отметить хотя-бы по той причине, что он из Полоцка, как часть моей семьи)
В Полоцке родился и Савелий Абрамович Сорин (Завель Израилевич Савий)
Кого еще надо отметить на выставке? - пожалуй Осипа Любича
Любич тоже родился в Гродно. Несмотря на то, что он обучался в Одессе, у художника такой типичный французский стиль пейзажа - что-то такое напоминающее Писарро и Сезанна.
Любича во время Второй мировой войны арестовали и поместили в концлагерь. Свои рисунки, сделанные в лагере в Дранси, Любич завещал Яд ва-Шему -
https://lorien22.livejournal.com/137863.html, и музею Бейт Лохамей ха-Гетаот в Хайфе.
Автопортрет Осича с моделью
Еще немного понравившихся мне картин. Портрет девушки с веером, Исаака Львовича Аскназия
Фердинанд Рушиц. Было несколько его картин, но меня чем-то привлек вот это небольшое полотно. Похоже единственный не-еврей на выставке)
Нарциссы, Евсея Моисеенко. Насчет этого художника у меня был долгий спор с отцом. Я утверждаю, что он не еврей, потому что хоть фамилия и подозрительная, вроде как Евсеями детей не называли). Спор до сих пор не разрешен.
Еще на выставке есть любопытная Карта Великого Княжества Литовского 1630 года, на который также можно найти Полоцк (что не удивительно, на самом деле, так как Полоцк - древнейший город Белоруссии, и один из самых древних городов местности вообще, о котором упоминается в летописях еще в 862 году).
А также книжка Симеона Полоцкого "Жезл Правления" 1667 года. Настоящий артефакт. Есть вроде в коллекции и Малая подорожная книга Франциска Скорины, первого книгопечатника, датированная 1522-м годом, но я ее на выставке не видел. Может реставрируется, или в разъезде...
На этом пожалуй все. Выставка замечательная. Будете в Минске - не пропустите ни в коем случае. Ну и конечно очень радует, что хоть одна страна бышего совесткого пространства начинает уважать свое еврейское прошлое.