Те Папа Тонгарева - главный музей Новой Зеландии

Jan 15, 2018 16:09

Поскольку приятное следует совмещать с приятным, отвлечемся ненадолго от прогулки по прекрасному Веллингтону, и зайдем в главный музей страны - "Место, где хранятся все сокровища этой земли".



Именно так и переводится с языка Маори "Те Папа Тонгарева".



Родоначальником Те Папа был Колониальный музей, открывшийся еще в 1865 году. В тридцатых годах прошлого века он превратился в Dominion Museum, и переехал в здание рядом с военным мемориалом (там мы еще побываем). В том же здании располагалась Национальная художественная галерея Новой Зеландии (в которой хранилась коллекция художественной академии, которая тоже располагалсь там, пока не переехала в порт напротив Веллингтонского музея - https://lorien22.livejournal.com/389681.html) и Национальный музей.



В 1992 году Национальный музей (бывший Dominion Museum) и Национальная художественная галерея образовали новый музей и выставки переехали в новое здание - то самое, которые мы видим на первой фотографии (и видели в прошлом посте, когда гуляли в порту - https://lorien22.livejournal.com/390370.html).



В музее шесть этажей, есть несколько постоянных выставок, и есть временные. Одна из таких "гостевых" выставок посвящена Галлиполийскому сражению



Выставка невероятно впечатляет - и масштабами фигур (на фотографии этого не видно, но они примерно в пять-шесть человеческих ростов, если не больше)



И реалистичностью



Дарданелльская операция (также Галлиполийское сражение или Битва при Чаннакале) была развернута в ходе Первой мировой войны странами Антанты (в основном Британской империей по личной инициативе Уинстона Черчилля) с целью захвата Константинополя (в наши дни Стамбула - https://lorien22.livejournal.com/280864.html) и вывода Турции из Войны.



Я не буду рассказывать вам про весь ход операции, а перейду сразу к итогам - союзники битву проиграли, и в итоге Британская империя вынуждена была отдать приказ об эвакуации с Галиполи.



Победа Османской империи имела огромное значение, как политическое, так и моральное. Организатор обороны Дарданелл Мустафа Кемаль (Ататюрк) позднее стал основателем и президентом турецкой республики, а Уинстон Черчилль был вынужден уйти в отставку, и на долгие годы пропал из политики.



Победа турков имела еще и огромное значение в том смысле, что она развеяла миф о "превосходстве Запада" - типа европейцы и иже с ними всегда лучше в плане технологиии и человеческого интеллектуального материала, чем "восточные" народы.



Для Новой Зеландии Галлиполи имеет огромное значение, так как это были первые и самые крупные в истории АНЗАК (Австралийский и новозеландский армейский корпус). В обоих странах день начала операции (25 апреля) отмечается как национальный день поминовения.



Операция привела также к пересмотру отношений между "колониями" или доминионами с "метрополией", то есть главенствующей империей. Австралийцы и новозеландцы (а также Индия и даже Ньюфаундленд) почувствовали, что взяли на себя всю тяжесть боев, при абсолютно наплевательском отношении британской верхушки.



Сегодня это кажется чем-то само собой разумеющимся - британский элитизм и снобизм, ни во что не ставящий не только другие народы, но и собственный народ (сегодня эти же люди учат Израиль гуманизму), но в те времена, когда элита считалась чем-то достойным уважения, а классовый строй - само собой разумеющимся, такого рода осознание многого стоило.



И хотя британская империя продолжила свое существование (все-таки в итоге победа в Первой мировой войне была за ними), национальное самосознание Новой Зеландии, Австралии, Канады привело в итоге к "размежеванию" от Лондона, и полной независимости.



Дарданелльская операция разумеется получила проявление и в искусстве. Австралийский фильм Питера Уира «Галлиполи», продолжение которого в Новой Зеландии планирует снять сам Питер Джексон, режиссер «Хоббита» - https://lorien22.livejournal.com/382316.html и «Властелина Колец» - https://lorien22.livejournal.com/382499.html, дедушка которого принимал участие в боях.



Как уже было сказано, в Веллингтоне есть огромный военный мемориал, и еще более огромный военный музей (выставку которого, кстати, тоже курирует Питер Джексон - об этом я еще расскажу). Есть огромный музей и в Окленде - https://lorien22.livejournal.com/382071.html. А более скромные мемориалы стоят практически везде, даже в крошечных городках вроде Пиктона (и об этом я еще расскажу).



Молитвенник, спасший жизнь новозеландскому солдату - страницы преградили путь турецкой пули. Вообще отношение новозеландцев, в сущности, не особо милитаристской страны и которую по большему счету миновала мировая мясорубка последних веков, к войне меня поразило. У нас в Израиле совершенно особое отношение к солдатам, да и в Америке есть уважение к людям, проливающим кровь за свою страну (это вам не Советский союз, где людей всегда бросали на убой как мясо), но Новая Зеландия даже в этом свете выделяется. В любом крошечном месте, если кто-либо из местных жителей воевал, об этом знают, помнят, и уважают.



Об этом свидетельствует и данная выставка, на мой взгляд, очень удачная.



Я был так впечатлен выставкой Галлиполи, что мне взяло время придти в себя, и следующая выставка меня как-то не впечатлила.



А может просто темы геологии и преистории меня меньше интересуют



Конечно, динозавры и всякие прочие доисторические животные - это интересно



Но опять-таки, я был слишком поглощен увиденным в первой выставке, и не мог сосредоточиться.



Разумеется, ни один музей Новой Зеландии не может обойтись без упоминания о землетрясении в Нейпире - https://lorien22.livejournal.com/388418.html, а также о более раннем катаклизме, извержении вулкана Таравера в 1886 году.



Вот так когда-то выглядели знаменитые Розовые (Отукапуаранги - «фонтан облачного неба») и Белые (Тэ Тарата - «татуированная скала») террасы, восьмое чудо света. На их месте мы с вами уже были - https://lorien22.livejournal.com/383881.html



Потом я зашел в этом помещение, соблазнившись дизайном входа)



И посмотрел короткий фильм о создании мира)



Ну а теперь переходим к главной выставке, посященной "первым людям"



То есть племени Маори - коренным жителям острова



Теремоэ, знаменитое военное каноэ. Похожие лодки мы уже видели в музее Таупо - https://lorien22.livejournal.com/385297.html, и в Те Пуйе - https://lorien22.livejournal.com/384711.html, но эта - самая внушительная.



Есть тут и местный дом собраний



И, разумеется, различные уникальные артефакты



Смотришь на различные экспонаты, и начинаешь понимать, почему Те Папа входит в список 25-и лучших музеев мира




Разумеется, есть тут отдел, посвященный Джеймс Куку, по сущности открышему Новую Зеландию для европейцев (до него к берегам НЗ добрался голландец Абель Тасман, но он быстро ретировался, и больше попыток посетить остров не предпринимал).



История его посещения тоже окрашена в разные цвета, в основном колониальные



Идем дальше



Примерно на этом этапе ко мне подошли и сказали, что оказывается, фотографировать выставку нельзя



Что оказалось достаточно ироничным, так как к тому моменту я уже сделал достаточно большое количество снимков, причем примерно десяток служителей музея видели меня делающим их




Тем не менее я решил не спорить. Тем более что выставки, имеющие отношение к Маори, мне таки запрещали фотографировать практически во всех музеях и местах в Новой Зеландии. Культура меняется, а суеверия остаются.



Поэтому в отделе "История тьмы и света" я уже практически не фотографировал



Надеюсь, что духи прошлых поколений простят мне за то, что я использовал сделанные фотографии для этого рассказа. Хочу заверить, что это не было сделано со злым умыслом.



Я еще успел сделать кадр вот этого сооружения. Сначала я подумал, что это - реинкарнация какого-нибудь восточного храма, из Таиланда, например.



Но потом выяснил, что это тоже местный дом собраний. Однако!



Раз выставку фотографировать больше нельзя, давайте посмотрим в окно. С балкона Те Папа открываются отличные пейзажи на город



Закончим наш рассказ про музей картиной, изображающей "райскую Новую Зеландию" - такой ее видят туристы. Здесь художник изобразил пейзаж из Национального парка Аораки (гора Кука), до которого, я, увы, не добрался.



Скоро и я вернусь на природу. А пока - заканчиваем наш визит в музей.



На входе я обнаружил вот такую стену с открытками из всех возможных мест в Новой Зеландии, и завис там еще где-то час). В общем я крайне рекомендую Те Папа к посещению. Немаловажный бонус - музей бесплатный. Так что максимум не понравится - в любой момент можно пойти гулять дальше.

Новая Зеландия, Путешествия, Музеи

Previous post Next post
Up