Музеи Шанхая - от древнего мира до будущего и история еврейской общины

May 29, 2016 18:21

Я долго ждал этого момента - когда в Шанхае наконец пойдет дождь, и я смогу с чистой совестью перестать бегать по этому прекрасному городу и зайти в музей. Потому что пропустить Шанхайский музей с его лучшей в мире коллекцией древней бронзы я не мог никак. Да и следовало наконец прогуляться по Народной площади и узнать чуть побольше о планировании и развитии одного из громаднейших мегаполисов планеты.






Шанхайский музей был основан в 1952 году, и поначалу располагался в здании бывшего клуба скачек, которое в наши дни находится на углу Народной площади.



Это здание, построенное в 1934 году, имеет свою историю, и долгие годы было символом Шанхая. До того момента как здесь появилась Народная площадь (1949 год), здесь располагался ипподром (начиная с 1862 года). При коммунизме скачки и ставки были запрещены, а полигон превратили в место для парадов. Сама площадь, как и весь Китай похоже, начала активно застраиваться в девяностые, и нынешнее здание музея начали строить в 1993, а закончили в октябре 1996 года.



Потрясающее здание. Местный архитектор Синг Тонг Хе спроектировал его в виде древнего бронзового сосуда для варки, под названием Дин. Говорят, вдохновением послужил сосуд Да Ке Дин, находящийся на выставке в музее.



Здание имеет квадратную базу и круглый второй этаж, симолизируя тем самым древнее китайское видение мира как "круглые небеса, квадратная земля".



В коллекции музея более 120 тысяч экземпляров. Есть 11 постоянных галерей

* галерея древней китайской бронзы
* галерея древней китайской скульптуры
* галерея древней китайской керамики
* галерея древних китайских картин
* галерея древней китайской каллиграфии
* галерея древних китайских нефритовых изделий
* галерея древних китайских печатей
* галерея древней китайской нумизматики
* галерея китайской мебели - династии Мин и Цин
* галерея искусства и изделий китайских меньшинств

Вдобавок есть три специальных зала для временных выставок.



Как по мне, самая крутая галерея в музее - коллекция древней бронзы





Это что-то уникальное. Такого я нигде еще не видел.





Если я правильно понял, в основном изделия делятся на несколько категорий: Джиа (сосуды для вина с масками животных) - эпохи государства Средняя Шан (XV - XIII век до н.э), Ли (сосуды для еды с масками животных, той же эпохи), Юэ Фу Ю, эпоха Поздний Шан (XIII - XI век до н.э.)





Есть квадратные сосуды: Ю эпохи Западной Чжоу (XI век до н.э.), Сиао Чен Си Ю и квадратный Я Фу Лэй, оба - эпохи Поздний Шан





Поверьте, бронзовую коллекцию сосудов можно показывать бесконечно



Я сделал наверное около пятисот фотографий, но покажу вам пока два самых понравившихся мне экземпляра. Вот этот сосуд, ставший одним из символов музея, и по совместительству мой любимый экземпляр.



И вот этот, не менее прекрасный



Бронзовая коллекция стала любимым моментом №9 моей поездки в Китай - http://lorien22.livejournal.com/322712.html. Однако Шанхайский музей богат не только бронзой, поэтому пойдем дальше.



Честно сказать, коллекцией древних скульптур я впечатлился гораздо меньше. Так что покажу только какого-то знаменитого древнего Будду династии Тан (VI век), и любопытную древнюю стелу с изображением тысячи Будд.




И переходим к коллекции керамики



Этот тип керамических изделий был изобретен в древнем Китае.



Называется Селадон - особый вид глазури и специфический бледно-серовато-зеленоватый оттенок зелёного цвета.




На втором фото - Бикси (изгонятель злых духов в форме льва), династия Западная Цзинь, 265-420 гг.



Фигурки в стиле Санкай (трехцветная керамика)




А это уже совсем другой стиль. В эпоху династии Тан началось резкое развитие керамического искусства, которые продолжилось и в эпоху Пяти Династий и вылилось в настоящее соперничество между югом и севером. Пиком этого этапа развития керамического искусства позднее стали Селадоновые предметы Ю на юге, и белая керамика Синг на севере. Вот несколько примеров





На первом фото - селадоновая ваза с глазурным драконом династии Южная Сун. На втором - Квингбай, белая лампа. На третьем - Ваза с ушами (так и называется), покрытая красным дизайном из облаков и драконов. К соперничеству отношения не имеет, просто артефакт с таким названием, да еще и с драконами я никак не мог пропустить)



Еще один любопытный пример белой керамики. Оказывается это подушка, в форме дома с фигурой человека у входа. Эпоха - династия Северная Сун.




Эта керамика гораздо более поздняя, но поскольку ваза считается одним из символов музея, я решил показать ее как пример. Дизайн называется Фенкай с персиками и летучими мышами. Есть и тарелка подобного дизайна.



Возвращаемся к стилю Санкай. Именно этот стиль имел больше всего влияния, как на западе - например в Италии, на Кипре и других странах, так и на востоке, например в Сирии. В Шанхайском Музее самыми известными предметами Санкай считаются вот эти статуэки чужестранцев на верблюдах.



Переходим к картинам. Если честно, эта часть меня привлекла чуть меньше, чем коллекция бронзы или керамики (а может я уже подустал), но есть одно любопытное полотно Дина Юн Пеня "Фильтрация вина". Говорят именно оно послужило вдохновением Эдуарду Мане для его знаменитого "Завтрака на траве".



Напоследок немного о галерее искусства и изделий китайских меньшинств. Она интересна в первую очередь тем, что деньги на нее пожертовала еврейская семья Кадури.



О семье Кадури я немного писал, когда рассказывал про сельскохозяйственную школу Кадури на севере Израиля - http://lorien22.livejournal.com/310931.html. Первый представитель семьи в Китае был Элиэзер «Эли» Силас Кадури, который перебрался в Шанхай из Бомбея в 1880-х годах. В 1942 году его забрали прямо из дома в японскую тюрьму для иностранцев, и там он умер в 1944 году. Могила Эли Кадури - одна из четырех еврейских могильных плит, уцелевших после Культурной революции. Находится она в мемориальном парке Сун Цинлин (жены Сунь Ятсена) неподалеку от квартала Хуйяхуй - http://lorien22.livejournal.com/327856.html.



К сожалению, это был единственный раз, когда я "прикоснулся" к еврейской истории Шанхая, Наверное поэтому я и был так впечатлен. История, эта, если кто не знает, очень богатая. Шанхай был единственном местом в мире, где бегущих от нацисткого режима евреев принимали без визы, поэтому прибыло их сюда около 30 тысяч (любопытный факт, о котором я узнал совсем недавно - во время плавания в Шанхай из Европы, корабли с еврейскими беженцами останавливались в портах "Палестины" или Эрец-Исраэль - Яффо и, кажется, Акко, и евреям предлагали сойти на берег. Подавляющее большинство отказывалось, так как Эрец-Исраэль в те годы у них ассоциировался с Азией, а Китай нет. Такие дела). После захвата Шанхая японцами в 1937 году большинство евреев поместили в гетто, но условия жизни у них были намного более благоприятные, чем в других гетто. Скажем так, их не сжигали в газовых камерах.



На территории гетто в наши дни находится музей. Кроме того, сохранилось две синагоги, и еще несколько интересных объектов, но находились они все очень далеко от центра, а времени у меня было катастрофически мало, поэтому, скрепя сердцем, этой частью пришлось пожертвовать...



Кстати, кроме семьи Кадури, в Шанхае жила еще одна знаменитая еврейская семья - Сассун, "Восточные Ротшильды". Сыновья Эли Кадури, Лоуренс и сир Хорас работали у Виктора Сассуна, и были менеджерами его знаменитой гостиницы Peace Hotel, также называемой Sassoon House. Здание, которое когда-то было самым высоким в Шанхае, до сих пор находится на набережной Вайтань - http://lorien22.livejournal.com/323713.html, и считается одним из самых красивых зданий Бунда. В какой-то момент братья перебрались в Гонкогн, где у Лоуренса родился сын Майкл, сегодня тоже имеющий титул сэра, а также один из самых богатых людей на земле. Думаю именно он и пожертвовал деньги Шанхайскому музею. Дом семьи Кадури, Мраморный дворец (в наши дни Детский дворец) находится на Yan`an Road - http://lorien22.livejournal.com/325445.html, и считается одним из самых ярких примеров колониальной архитектуры в Шанхае.



Напоследок - немного китайский мебели династии Цин



И пора продолжать дальше. Как вы понимаете, я показал вам только самый экстракт музейных экспонатов. Коллекция Шанхайского музея на мой взгляд не хуже Лувра, Эрмитажа или Британского Музея, или уж в крайнем случае занимает очень высокое место во втором эшелоне. Так что не пропустите. А мы выходим на Народную площадь.



Про Народную площадь можно рассказывать не меньше, чем про Шанхайский музей, и понравилась мне она не меньше - настолько, что даже вошла в список моиз любимых моментов в Китае под номером №8. Площадь на самом деле квадрат километра четыре на четыре, и тут, кроме Шанхайского музея расположены Шанхайский музей искусства (в бывшем клубе скачек на первом фото этого поста), поющие фонтаны и здание правительства (на фото выше), Шанхайский Большой Театр



К11, или Honkong New World Tower, седьмой по высоте небоскреб Шанхая (на фото крайни слева)



Гостиница Парк Отель Шанхай - самое высокое здание в Азии между 1934-1952 годами




И Шанхайский музей городского планирования, в который мы сейчас и зайдем



Само здание было спланировано в духе Большого Театра, с целью добавить баланса и гармонии в линию между этими двумя сооружениями. Высота здания - 43 метра, сооружение собрано из белых алюминиевых панелей и имеет символическую мембрановую структурную крышу.



С момента открытия музея в 2000 году его посетило 5 миллионов человек. Основной толчок дала выставка Expo, прошедшая в Шанхае в 2010 году.



Выставка прошла под лозунгом "Лучший город - лучшая жизнь". В лобби мы видим карту Шанхая, и монумент, посвященный резкому индустриальному развитию города.



Некоторый упор, конечно, сделан на развитие футуристического острова Пудун - http://lorien22.livejournal.com/323272.html, но и об исторических монументах здесь не забывают. Есть здесь и макет набережной Вайтань со всеми зданиями Бунда



И макет старинных традиционных садов Ю



И рассказ о многочисленных шанхайских шикуменах, некоторые из которых я даже успел посетить - http://lorien22.livejournal.com/325101.html






Однако центральный экспонат музея - огромный макет города, включающий в себя все существующие дома Шанхая и дома, утвержденные к строительству.



С верхний этажей и с подстветкой макет города смотрится еще более впечатляюще



Я уже говорил, что Шанхай - это город, который надо смотреть в первую очередь ночью, наслаждаесь подсветкой. Даже макет в музее городского планирования подтверждает этот тезис)



Еще один потрясающий "экспонат музея" - это своего рода мультимедийный экскурс-полет по Шанхаю. Даже не знаю, как это объяснить... Ты становишься на такой подиум, и тебе в 3D показывают Шанхай, причем такое ощущение, будто ты паришь в воздухе. В общем Китай, как всегда, впереди планеты всей. В ходе шоу вы пролетаете и через Пудун, и через многие другие районы Шанхая, но я спецаильно выбрал этот кадр, бывшего павильона Expo-2010, в котором в наши дни располагается Китайский музей искусства (China Art Museum). Все-таки тема у нас музейная, а это самый большой музей искусства в Азии. Внутрь я не успел (чтобы вы поняли, как ничтожно мало три дня в Шанхае), но само здание видел и очень впечатлился.



Ну и последний бонус музея городского планировая - с верхних этажей открывается отличный вид на Народную Площадь. Точнее на некоторые ее отрезки, ибо она слишком большая, чтобы охватить ее всю.



Это сторона народного парка, с гостиницей Парк Отель Шанхай и другими более историческими зданиями. А со второй стороны просто невероятный вид на Шанхайский музей, исторический Концертный зал, и окружающие небоскребы



Кстати, выход из Музея городского планирования спланирован так, что ты спускаешься в подземный переход и попадаешь на торговую улицу, имитирующую Шанхай 30-х годов.



Ну а ны выходе-выходе наверно ничем не примечательное здание, кроме того, что я  возле него жил, и оно мне нравится. На этом пожалуй все - и про музеи, и про мой Шанхай.



Спасибо всем, кто читал и терпел)

Еврейское прошлое, Музеи, Самое прекрасное в мире, Китай

Previous post Next post
Up