Возвращаемся с фестиваля "Вкусы Долины" в Изрэльской долине обратно в центр Израиля. Мы долго думали, что еще можно посмотреть, при этом не прикладывая значительных усилий - поскольку обегали весь север страны за день до этого. С одной стороны казалось, что весь центр уже охвачен, с другой стороны - достопримечательностей и интересностей в Израиле пять штук на квадратный метр. В итоге было решено отправиться на поиски Наби Рубена - спорной могилы праотца нашего Реувена, старшего сына праотца нашего Яакова, а потом заехать в город Явне, осмотреть его немногочисленные радости, и таким образом заштриховать и этот кусок на карте нашей необъятной родины.
Где находится предполагаемая могила Реувена мы точно не знали, но - та-да! - знал Вейз. Причем знал достаточно точно, однако некоторое препятствие все-же осталось - добраться по пескам к самому макаму можно было только на трактороне, или на своих двоих. Поэтому мы отсавили машину на стоянке примерно километра за полтора, и отправились в путь.
Чтобы вы не ошибались - пустынно только здесь. В центре, как и в любом другом месте в Израиле в эти дни цветут злоебучие анемоны, ирисы и прочая хрень, вдобавок неподалеку находится пляж Пальмахим, наверное самый популярный пляж в Израиле, а еще какая-то роща, в которую вся без преувеличения страна отправилась собирать апельсины, причем за деньги - что мне непонятно вообще. Зачем работать и тратить больше, когда можно купить в магазине за меньше? Однако я как всегда отвлекся. Шли мы себе по песочку, шли, и вскоре таки показалось желаемое.
Сначала мне показалось, что место огорожено колючей проволокой, к чему у меня двойственное отношение.
С одной стороны это злит, потому что я люблю полазить, пофотографировать, посмотреть и исследовать, и в любом случае бы перелез, несмотря на все указатели, с другой стороны мне кажется, что некоторые достопримечательности неплохо бы и охранять (где возможно - с охранником, а где нет - то хотя бы проволокой), чтобы всякое вандалье тупое не ломало и не портило нашу историю - как, например произошло в свое время с Авдатом -
http://lorien22.livejournal.com/275269.html - уникальным набатейским городом, внутри которого два бедуина в 2009 году разбили сотни археологических артефактов и разрисовали древние стены. В данном случае, хотелось бы, чтобы например дети не играли здесь в футбол, а взрослые - не устраивали пикники
Или не парковали машины например, с воплями: уууу, закрытая стоянка!!
Потому что все это приводит к тому, что место внутри выглядит примерно так:
Да и груды мусора и углей хотелось бы не видеть
Однако попытаемся все-таки проигнорировать внешние раздражители, и сойдем в могилу осмотрим Наби Рубен
Насчет могилы ходит много споров. Присутствовавший на месте историк, который гулял здесь с какими туристами, рассказал (я очень утрирую), что арабы в свое время искали места, на которых неплохо было бы укрепиться - то есть возвести своего рода крепость. А чтобы постройка была "легитимной", они "находили" на местности могилу. Другими словами - место стратегическое, мы скажем, что здесь похоронен, допустим, Реувен, и возведем вокруг стены - якобы для охраны святыни. А на самом деле все это стратегия. Та же ситуация с Наби Ямин - могилой Биньямина в Кфар-Сабе, Наби Сарака - якобы могилой Шимона, есть также подозрения насчет могилы Иосифа в Шхеме, могилы Рахели в Бейт-Лехеме и так далее. А насчет могилы пророка Самуила - их целых две, поэтому есть даже шутка - могила Самуила А и могила Самуила Б - как книги в ТАНАХе)
А вот, собственно, сама могила
На стенах "гробницы" надписи, сделанные от руки - очевидно еврейскими паломниками, которые очень любят ходить сюда и молиться, хотя если я правильно понимаю в иудаизме нет такой традиции поклонения мертвым. По сути нам сообщают, что могилу возвели в раннюю мусульманскую эпоху между годами 650-1099, в типичном арабском стиле (восьмиугольное сооружение по типу Купола Скалы). Якобы он упоминается в эпоху крестоносцев (1174 год) как могила праотца Реувена. Чуть ниже написано, что несмотря на это Наби Рубен типичное еврейское сооружение - четыре арки, а восточная арка глубокая, и создает площадь дя молитвы по направлению в Иерусалим.
Дальше нам рассказывают о праве на возвращение, тут чукча потерялся)
Ну и не брезгают советами в стиле всем нам известной страны Советов - направо пойдешь, в речку попадешь))
Есть еще несколько мест, где может находиться могила Реувена. Так, первосвященник Яаков Бен Нетанель и рабби Ицхак Эвен Альфра сообщают нам, что она находится в Арбеле, на севере страны. Там я недавно побывал -
http://lorien22.livejournal.com/271195.html, но могилы не обнаружил, только древнюю синагогу. Другая традиция предполагает, что могила Реувена находится в Хурват Рома, что в долине Бейт Натуфа. Там я еще не был, надо будет отправиться на поиски). Тем более что хурва выглядит очень живописно.
Ну а теперь мы, как настоящие герои, отправимся в обход
Выйдем сквозь один из ворот
И полюбуемся на крепость, или чтобы это не было, с обратной стороны
С этой стороны она выглядит гораздо красивее
Мне следующее фото нравится. Такое ощущение, будто ты где-то в пустыне в Африке и перед тобой - мираж
Одинокое дерево тоже добавляет атмосферы
В общем тут вполне пасторально и красиво
Однако пока я пытался проникнуться духом ушедших эпох, арсы-соседи устроили внутри могилы дискотеку, и врубили на полную мощность какой-то восточный ужаснах, вернув меня в эпоху современную.
Поэтому мы решили, что самое время делать ноги, и поехали гулять дальше. Поскольку народ требовал хлеба и зрелищ спутница хотела цветочков, я не мог ей в этом отказать. Поэтому как и весь народ Израилев в последнюю неделю - фотография растения, предположительно ириса.
Сфотографировано на Гиват Хумра, где остальная часть народа Израилева, которая не любовалась цветочками в чистом поле, собирала в роще апельсины, как будто нету завтра. Меня лично куда более заинтересовали развалины какого-то здания, как-будто сошедшего к нам прямо с обложки диска Пинк Флойд
Ну а теперь, насладившись ботаникой, отправимся обратно в большие города. В Явне, как я понял, есть три достопримечательности. Первая и самая главная из них - останки замка крестоносцев Ибелин на холме, который в наши дни называется Тель-Явне
К сожалению "останки" - это очень громко сказано. В наши дни уцелела только башня-минарет. Она на самом деле очень красивая, и это вдвойне заставило меня пожалеть о том, что больше ничего не сохранилось.
Вот все следы, которые я обнаружил от когда-то большой крепости крестоносцев
Однако возвращаемся к башне
Минарет перед нами - малюкской эпохи, имеет восьмиугольную форму, наподобие минарета мечети Сидна Али в Герцлии -
http://lorien22.livejournal.com/275687.html. То правда был построен позднее - в 1481 году. Если же вкратце рассказать историю Ибелина - замок построил король Фульк в 1141 году, после чего передал ее Барисану, во владения которого входили также Рамле -
http://lorien22.livejournal.com/272784.html и крепость Мирабель, которая в наши дни называется Мигдаль-Афек -
http://lorien22.livejournal.com/263397.html. Салах ад-Дин атаковал Ибелин в 1177 году, потом ее якобы захватил Ричард Львиное Сердце и в итоге яффское соглашение 1192 года оставило замок за мусульманами. В 1241 году его ненадолго вернули франкам, после чего на этой земле возникла арабская деревня Ибна, и церковь крестоносцев в Ибелине превратилась в мечеть, которой мамлюки во главе с все тем же Бейбарсом позднее и достроли этот самый минарет.
Дальше вопрос как и с Наби Рубеном - вы все уже наверное узрели надпись на одной стен башни (раньше была одна и на оригинальной мамлюкской надписи, но ее хоть почистили, и на том спасибо). Почему этот объект не охраняется? Есть конечно определенная прелесть в том, что он стоит себе посреди ничего и любой может к минарету подойти но все-же - разве у него нет исторической ценности, не меньшей чем у той же Белой Башни в Рамле, или там замка крестоносцев Бельвуар, например -
http://lorien22.livejournal.com/260603.html? Кроме этого - подъем на башню запрещен, но как вы видите на моих фотографиях, это отнюдь не остановило наших местных любителей археологии. Мне особенно понравился знак, разумеется поваленный, с описанием истории Ибелина, а рядом еще один знак, тоже поваленный, запрещающий подхем на башню. Надпись перечеркнута и написано "Да забейте, и подымайтесь" - опять-таки очевидно в духе современных либеральных времен.
Честно признаться - я и сам думал залезть наверх, благо красивые виды никто не отменял и хотелось их узреть, но боязнь высоты и благоразумие моей спутницы сделали свое дело. Поэтому вместо этого предоставляю на обозрение оригинальную мамлюкскую табличку, которая указывает на то, что минарет построили в 1337 году.
Последний взгляд на минарет, и идем гулять дальше по холму.
Даже не взбираясь на башню, можно полюбоваться с холма отличными видами на Явне. Отсюда город выглядет вполне современным, а новые застройки заставляют недоумевать, откуда у явне такой плохой имидж старого и зачуханного города, в котором властвуют бараки а-ля Бар-Йохай стайл.
Хотя спускаясь вниз, понимаешь, кто в городе хозяин - две синагоги на квадратный метр.
Надесю все-же ситуация тут немного получше, чем в Тверии -
http://lorien22.livejournal.com/273299.html. Ну а раз уж мы затронули религиозную тему - плавно перейдем к второй главной достопримечательности Явне - макаму Абу-Хурайра, он же по совместительству могила рабби Гамлиэля.
У нас вообще я вижу могилы рулят. Ну а само здание - постройка крестоносцев, потом, как всегда, перестроенная мамлюками во главе с неутомимым Бейбарсом
Надо отметить, что это могила рабана Гамлиэля второго. Первый рабан Гамлиэль был главой Синедриона, принимал участие в восстании против римлян в 66 году и был убит. Римляне не позволили сыну Гамлиэля - тоже Шимону - наследовать за отцов (оказывается титул главы Синедриона был династическим, о как), и передали его Иоханану бен Заккаю. Этого бен Заккая доблестные сыновья империи тоже хотели прикончить, но ему удалось добраться до Веспасиана и предсказать тому звание будущего императора. Пророчество быстро сбылось, и Веспасиан сказал бен Заккаю - бери что хочешь. Умный раввин попросил Явне, в который после взятия римлянами Иерусалима, переехали все наши еврейские мудрецы того времени. А сам бен Заккай передал обратно право на владение синедрионом сыну рабан Галмиэля под номером II, который вроде как тоже был крут, и в его эпоху здесь выросло целое поколение мудрецов, получившие название "Поколение Явне" - в том числе, например Равви Акива. Вместе они вроде как заложили все "современные" основы иудейской жизни.
Немного напряг странного вида крематорий рядом с "могилой",
Он вызвал у меня абсолютно неправильные ассоциации. Почти как памятник жертвам Холокоста в Кирьят-Гате -
http://lorien22.livejournal.com/274244.html Ну а теперь бросим взгляд на третью и последнюю главную достопримечательность Явне - мамлюкский мост. Похоже, что все интересное в этом городе построили мамлюки
Под мостом протекает речка Сорек. Примечательно, что построили его в XIII веке, но действующим он был более 750 лет, практически до нашего времени. Только недавно здесь построили новый мост, насчет которого уменя нет никаких сомнений, что он не будет таким удачным как мамлюкский. Но хотя бы не Калатрава, что уже радует. Ну а теперь я покажу несколько артистичных кадров из парка неподалеку
Композиция "Сердце и солнце". Что не отменяет композиции "Солнце внутри сердца")
Ну и совсем напоследок - романтичный кадр "Солнце внутри сердца внутри сердца". Хотя если отбросить иронию, он мне очень нравится. Тем более, что скоро день св. Валентина.
Я впрочем останусь верен себе - романтика это хорошо, но прежде всего любите Израиль). И лучше путешествуйте, чем покупать всяких розовых мишек.