Финляндия - безумно красивая страна, но исторических памятников или всемирно известных сооружений в ней не так много. Сегодня мы посетим одно из редких чудес света этой страны - Кафедральный собор в Тампере, а после поднимемся на самую высокую башню в Скадинавии и попытаемся рассмотреть город с высоты энгри-бердского полета.
Кафедральный собор Тампере примечателен уже тем, что не находится на главной площади и не стоит в центре мира, а расположен где-то там на отшибе, на задворках спального района - очередной символизм противоречий, который так обожают финны -
http://lorien22.livejournal.com/246388.html.
Произошло это в том числе и потому, что Старая церковь в Тампере, построенная на центральной площади в 1824 году -
http://lorien22.livejournal.com/250821.html, церковь Финлейсона (1879 год) и Александровская церковь (1881) расположены на западном берегу, а на восточной стороне реки Таммеркоски религиозного сооружения не было. И вот в начале 19-но века было объявлен конкурс на строительство нового собора, и выиграл его - кто бы вы думали? - естественно Ларс Сонк, упомянутый мной всего тысячу-миллион-семьсот-сорок-четыре раз архитектор, построивший примерно пол Хельсинки -
http://lorien22.livejournal.com/249444.html.
Собор построен в традиционном для Сонка стиле Национального романтизма, и считается одним из самых значительных образцов этого вида архитектуры. Когда смотришь на это сложное сочетание неоготики и модерна, невозможно поверить, что собор был возведен в начале двадцатого века (1902-1907) - настолько его вид напоминает готические церкви средневековья.
Все - как эсперты, так и дилетанты вроде меня отмечают, насколько гармонично собор, получивший название церковь св. Иоанна вписывается в окружащее его пространство. Строительство церкви в свое время также резко понизило уровень безработицы, в тяжелые для Финляндии годы - неурожай и меры, принятые генерал-губернатором Николаем Бобриковым (о нем я немного писал здесь -
http://lorien22.livejournal.com/248962.html) по русификации Финляндии ввели страну в состояние глубокого кризиса. Ну а мы входим в собор.
Церковь св. Иоанна в Тампере считается чудом света не только из-за своей внешней архитектурной примечательности. Внутри собор расписали лучшие художники Финляндии, что делает его уникальным произведением искусства.
Алтарну. фреску в стиле "а секко" выполнил художник Магнус Энкель. Она называется "Вознесение на небеса", сдержанно и отстраненно от времени обращаясь к центральной теме христианства. На фреске изображены представители всех рас человеческих, что делает картину универсальной.
Однако при всем уважении к Энкелю, мы сфокусируемся на втором художнике, приложившим руку (в буквальном смысле этого слова) к росписи собора. Это никто иной как Хуго Симберг - своего рода финский Ларс Сонк в живописи.
Симберг выполнил все витражи собора - и для круглых окон и для типичных стрельчатых окон. Сюжеты взяты из Библии и выполнены в стиле Национального романтизма.
Еще немного витражей
Солнце за органом
Однако главное в этом соборе, по крайней мере для меня, были не витражи. Совсем недавно я рассказывал вам о главной причине, побудившей меня на поездку в Финляндию -
http://lorien22.livejournal.com/249812.html. О чем я вам еще не рассказывал - это что у "Раненого ангела" в Атенеуме есть брат-близнец, и находится он, именно здесь, в соборе Тампере.
"Раненый ангел" - любимое произведение Финляндии, и одна из моих самых любимых картин. Симберг возвращался к темам смерти и возрождения неоднократно, и написал для собора в Тампере копию этого великого произведения искусства. На этой фреске, которая находится на торцевой стене южной галереи собора, есть некоторые отличия от "оригинала". Так, на фоне видно заодские трубы - символ Тампере - из чего можно понять, что действие картины происходит именно в этом городе. Так же из этого можно заключить, что два мальчика несут "Раненого ангела" по всей Финляндии.
Увы, в то время когда я посещал собор на второй этаж не пускали, поэтому картину, как и витражи, пришлось фотографировать издалека. Что, впрочем, не особо портит эффект от собора.
По всем хорам собора Симберг пустил венок из терна с острыми шипами. Венок жизни несут 12 обнаженных мальчиков, которые трактуются как ученики Христа. Самый знаменитый фрагмент этой фрески - св. Иоанн, срывающий розу.
На вершине свода центрального нефа Симберг поместил змея с крыльями
Небольшие крылья вокруг подобны сонму ангелов. Они окружают змея и как-бы "стерегут" его. Не совсем ясно, "пленен" ли змей ангелами, или они пытаются уберечь его. Змей метафорически изображает грех. Во рту у него я узрел то самое яблоко, однако сие не подтверждено, и вызвало споры среди моих друзей, утверждавших, что траву мне надо употреблять менее забористую.
Роспись собора вызвала ожесточенные споры не только за моим столом (а точнее компьютером). Символ выше пытались стереть добрые 50 лет - специальные комиссии для определения, является ли изображение змеи подходящим для церкви были созданы не раз, последняя решила вопрос в 1946 году положительно для соблазнителя. Но до сих пор иногда подымаются предложения видоизменить свод собора. Многие другие сюжеты также не были принято благосклонно ревностными служителями церкви, что привело в итоге к тому, что ни Энкель, ни Симберг на торжественную церемонию открытия фресок не пришли.
Белая роза на вершине свода над хорами с южной стороны. А теперь - второе главное произведение Симберга в соборе
"Сад смерти" - еще одна из самых знаменитых картин художника. Как и "Раненый Ангел", это произведение выполнено в нескольких вариантах, и одно из них таоже находится в галерее "Атенеум". "Сад Смерти" выполнен практически в стиле примитивизма - фигуры смерти (три скелета в чёрных одеяниях), намеренно плоские, сюжет восходит к средневековой традиции, напоминающей о работах мастеров готики. Человеческие души изображены в виде растений, нуждающихся в постоянном уходе, а смерть представлена в образе чувствующего персонажа, любовно ухаживающего за своими сказочными растениями. Именно здесь, в этом саду, смерть может выразить свои эмоции. Одна из интерпретации картины гласит, что смерть является другим лицом любви, а цветы, за которыми ухаживают фигуры в черном столь хрупки, что не могут выдержать воздействия этого чувства. А мы на этой оптимитичной ноте покидаем чудосветный собор.
Существует много споров о том, что "круче" - знаменитая Темппелиаукио, "Церковь в скале" в Хельсинки -
http://lorien22.livejournal.com/246753.html, или этот собор в Тампере. У меня лично сомнений не возникло, хотя оба сооружения безусловно шедевры модерн-архитектуры, как и часовня тишины в Камппи -
http://lorien22.livejournal.com/249875.html.
Здание напротив собора. Если не ошибаюсь, какой-то лицей. Ну а раз уж мы о зданиях)
Повторюсь, Тампере конечно не Хельсинки, но кое-какой югендстиль а-ля ар-нуво можно найти и в этом городе. Как и красивый модерн.
А теперь отправимся по улице Сатакуннанкату к башне Нясиннеюла. По дороге мы пройдем мимо прекрасного музея "Рабочий квартал Амури".
В самом центре города сохранился целый квартал старых деревянных домов ,в которых жили рабочие Тампере с 1880-х по 1970-е годы. В эти дни здесь располагается музей, рассказывающий о быте и жите этих самых рабочих. К посещению обязателен. Вообще в Тампере, сравнительно маленьком городке есть более 25 (!) музеев, большинство из них - европейского уровня, если не лучше. О трех лучших музеях я расскажу в следующем посте, а пока идем дальше.
Нясиннеюла - самая высокая обозрительная башня в Скандинавии, 168 метров. Построена в 1971 году, прообразом для вдохновения послужила Космическая Игла в Сиэттле - та самая, что нам показывают каждую неделю в "Анатомии Грей".
Кстати совсем недавно открылась самая высокая башня в мире, "Небесное дерево" в Токио -
http://lorien22.livejournal.com/232644.html. Имеет высоту в 634 метра, и уступает по этому параметру только абсолютному рекордсмену Бурдж-Дубай (увы, ссылкой оттуда похвастаться не могу, ибо израильтян в ОАЭ не пускают). Наверх в Скайтри я подымался - как из-за боязни высоты, так и из-за того, что мне жалко было тридцать баксов. Входим в лифт.
Увы, день для посещения башни явно был выбран неудачно. Туман стоял такой, что самый красивый вид на Тампере скорее претендовал на "самый невидный вид" или "самый серый вид"(
По идее с башни видно и центр города, и уже упомянутый мной собор, и окрестности и еще много чего, но в этот день удалось заснять только дома на переднем фоне.
Прямо у подножия башни Нясиннеюля располагается парк развлечений Сяркянниеми. Его, кстати, сверху было видно неплохо.
В Сяркянниеми, помимо многочисленных аттракционов, есть планетарий, аквариум, мини-зоопарк и дельфинарий. Увы, зимой парк закрыт. Меня, впрочем это не особо огорчило - я не любитель всякого рода Диснейлендофф, мне вполне хватило посещения оригинала в Париже.
Еще на территории парка есть и музей художественного искусства Сары Линден. Он тоже был закрыт, что меня огорчило намного больше, но не из-за зимы - в нем готовили новую выставку, и кого бы вы думали - самого Энди Уорхола!
Единственный кадр, который я успел сделать, пока не пришли рабочие и не попросили пригласиться вон выставили меня из здания. Впрочем я совсем недавно видел отличную выставку Уорхола в Тель-Авиве -
http://lorien22.livejournal.com/225835.html, и поспорил о ней, так что план ппо современному искусству можно сказать уже выполнен.
Внизу башни располагается прикольный сувенирный магазин - не стоит забывать, что именно Финляндия - родина покоривших весь мир "сердитых птиц". Меня, слава господу, мания энгри-бёрдс миновала, но мания "Звездных воин" и Дартов Вейдеров - нет))
Уходим из башни
Возвращаемся окольными путями в центр Тампере, и к сердцу города - бульвару Хамеенпуисто. На севере бульвар упирается в парк Нёсинпуисто или Нёси.
Летом здесь работает красивый фонтан, зимой остается только наслаждаться скульптурами.
Где-то я читал, что именно они означают, но не помню где, или что)
Тем более есть подозрение, что я уже достаточно вас нагрузил про собор, и дополнительную информацию можно придержать для следующего раза. Что мы и сделаем.
Собирайтесь с духом, уважаемые)