Передохнем немного от Финляндии, и отправимся в очередной раз исследовать незнакомые места в любимой столице Израиля. Сегодня мы посетим самый оригинальный музей в Иерусалиме - Музей на грани, потом откроем для себя неизвестную церковь, а напоследок посетим центр Шимшон, именуемый также Бейт-Шмуэль, и полюбуемся прекрасными видами на вечно строящийся и преображающийся город.
Начнем мы, как уже было сказано, с Музея на грани.
Музей на грани характеризует себя как "социально-политический музей современного искусства, воплощающий в искусстве диалог без границ". В этом определении скрывается большая доля иронии, так как здание музея находится на границе - именно здесь проходила граница Израиля и Иордании до 1967 года.
Само здание было построено арабом-христианином Антоном Барамки в 1932 году. С 1948 по 1967 год служило военным форпостом - на втором этаже здания до сих пор можно обнаружить бойницы, а на крыше (смотри также фото №2) располагается бункер.
Как мне показалось, нынешняя выставка менее связана с социально-политическим аспектом, и более - с философским. Называется она "Каждый человек несет в себе комнату".
Название взято из записных книжек Франца Кафки. В состав наследия Кафки входят восемь маленьких голубых тетрадей ин-октаво (как вспоминает М. Брод, такие тетрадки в гимназии они называли «словариками»). Эти тетради относятся к периоду 1917-1919 годов и вначале ведутся параллельно с одиннадцатой и затем двенадцатой «большими» дневниковыми тетрадями ин-кварто, но с ноября 1917 по июнь 1919 года Кафка дневник не вел, и «голубые тетради» заполняют, таким образом, возникший пробел. В этих тетрадях почти нет «подневных» заметок, даты встречаются редко, события личной жизни и разного рода будничные происшествия везде лишь обозначены немногими словами, и большая часть записей - это наброски художника, фрагменты рассказов, афоризмы, размышления, небольшие законченные новеллы, а также неоконченная пьеса «Сторож склепа».
Посвящена выставка очень актуальной теме, особенно в нашу эпоху бурного развития технологий - современного одиночества. В наши лни людям незнакомо состояние покоя, вокруг слишком много раздражителей, и они все время торопятся куда-то, боясь не успеть или опоздать.
В результате, пытаясь улучшить контакт с внешним миром мы строим социальные сети, создаем иллюзию человеческих отношений, и не замечаем, что становимся еще более одинокими, чем были до этого.
Не стоит, впрочем, путать понятия "одиночество" и "уединение". Оба понятия в итоге означают «быть наедине с самим собой», но уединение - осознанное, контролируемое состояние, в то время как одиночество - это изоляция личности. Любопытно, что на земном шаре становится все больше людей, пустого места - все меньше, мы можем отправиться в любую точку мира, поговорить с практически любым человеком на глобусе - но чувство одиночества от этого не слабеет, а наоборот набирает силу.
Ну а теперь еще немного самой выставки. Трине Сондегаард, Дания.
Трине училась в горячо любимом мной городе Ольборге, который я даже после посещения Хельсинки считаю самым красивым городом в Скандинавии -
http://lorien22.livejournal.com/200266.html. Эта фотография напомнила мне "Девушку с жемчужной сережкой" Вермеера.
Обратите внимание, что все лица либо отвернуты от зрителя, либо скрыты - нет прямого контакта. Одиночество, отчужденность, непонимание, темные цвета - повторяющиеся мотивы в творчестве Сондегаард. Есть, впрочем, и совсем сюрреалистические работы.
Двери. Они открыты, только вот куда они ведут? Есть ли там что-либо, кроме пустоты?
Чихару Шиота, Япония.
Еще двери. И окна. Все разбито, все устарело, все обречено на разрушение.
Недавно я рассказывал вам про выставку Уорхола в Тель-Авиве, на мой взгляд одну из самых удачных выставок современного искусства в Израиле за последние годы -
http://lorien22.livejournal.com/225835.html. Там же и состоялся спор - далеко не в первый раз - достойно ли восременное искусство вообще называться "искусством", Баскиат - гений или лох, и так далее. Мне обычно современное искусство дается нелегко, но в Музее на грани выставка очень качественная.
Есть бесконечное количество переводов этого стихотворения, но я всегда предпочитаю оригинал. А каждый дальше пусть интерпретирует для себя, как ему удобней. Выходим на крышу.
Вдалеке виднеется эфиопская церковь, которой был посвящен мой последний пост вро Иерусалим -
http://lorien22.livejournal.com/245271.html. Еще с крыши видно шпили церкви Темплерского квартала Шнеллер, в котором я в свое время служил.
Шнеллеру посвящен мой предпоследний пост про Иерусалим) -
http://lorien22.livejournal.com/245754.html. Вот так все возвращается на круги своя.
Куда же мы денемся без Менаше Кадишмана?) Хорошо хоть он в этот музей своих овец не понасовывал...
Ко-Экзист, Йо!!
Продолжаем разглядывать церкви с обзорной площадки Музея на грани. Сент-Джордж. О нем я писал в серии постов "Неизвестный Иерусалим" -
http://lorien22.livejournal.com/193418.html.
Тот, у кого есть "почему", сможет выдержать любое "как". Фридрих Ницше.
Еще одна любопытная церковь. Я про нее не писал, но был в ней когда-то давным давно.
Поэтому мое внимание привлекла не она, а церковь по-соседству. Слева на кадре.
Как я не пытался напрячь память, эта башенка мне упорно не припоминалась. А ведь я думал, что уже все в Иерусалиме исследовал!
Решено было немедленно все бросить, и срочно отправиться осматривать неопознанный объект
Выяснилось, что сие - франзуская семинария для монашек. Внутрь не пускают, поэтому только наружние виды.
Называется она базилика св. Стефана Первомученика. Когда-то то располагалась древняя византийская церковь, построенная еще в 431 году. Нынешнее сооружение возведено на руинах той церкви, и открылось в 1900 году.
Дворег
Пост не имеет право называться постом, если в нем нет фотографии как минимум одного котега
А вот и та самая башенка.
Святой Стефан - первый христианский мученик, происходивший из евреев. Был привлечен к суду Синедриона и побит камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме где-то между 33 и 36 годом.
Еще немного "оригинальных" кадрофф
Ну и напоследок - совсем недавно я опубликовал любопытный пост - 10 зданий в Израиле, который каждый обязан увидеть -
http://lorien22.livejournal.com/241300.html. Закрывало этот список здание, недавно построенное в новом еврейском квартале напротив Старого города, под названием Бейт-Шмуэль. Этакий центр торжеств и прочих радостей. Спроектировал его причем сам Моше Сфади, который сейчас застраивает весь Сингапур, а его проект в Яд ва-Шеме вообще граничит с гениальностью.
По дороге пройдемся по еврейскому кварталу. Живут в нем только богатые пиндосы, и на входе стоит охранник, чтобы абы кого в квартал не допускали. А то ходит беднота всякая, пугает людей реальностью событий.
Львенка даже себе заныкали.
По дороге мы кстати прошли через Ган ха-Кевер - Садовую могилу, и еще раз осмотрели город с самой удобной точки обзора - хостеля Бейт-Паулюс. Обо всем этом уже было здесь -
http://lorien22.livejournal.com/192893.html, поэтому не будем повторяться. Но один вид все-таки дам, ибо великое.
Приближаемся к Бейт-Шмуэль.
Подымаемся
Виды с Бейт-Шмуэля тоже доставляют
Разглядывая окрестности, я обнаружил как минимум две незнакомых мне церкви, в которых я еще не был. Номер раз.
И номер два. Интересно, церковь ли это вообще.
А я уж думал, что когда лазил по крышам Старого города -
http://lorien22.livejournal.com/188546.html - то всюду добрался. Но, похоже есть еще к чему стремиться и это радует!
Вчера будет лучше