В далеком 2003-м году мне довелось впервые побывать в Сикстинской капелле - венце творения человеческих рук. Нам часто рассказывают о "сумасшедших", которые приходят ко входу в 6 утра, чтобы занять очередь первыми, и войти в капеллу, когда она пуста. Тогда в этом громадном зале только двое - ты и Микеланджело, и ощущения совершенно иные. Я был, есть и буду одним из этих сумасшедших. Я сделал это тогда, сделал это и сейчас, при посещении Национальной галереи Осло.
Конечно, Национальная Галерея в Осло - не Сикстинская Капелла и не музеи Ватикана, а Эдвард Мунк - Не Микеланджело. Но у художников есть свои этапы в творчестве, существуют они и у любителей искусства. Для меня несколько лет назад состоялся переход от классицизма к импрессионизму, символизму и экспрессионизму, и Мунк для меня стал основной фигурой, если не символом этих лет моей жизни.
Национальная галерея открывалась в 10 часов. Я был у входа в 9-30. К открытию у дверей стояло около двухсот человек, но я был первый. Как только распахнулись двери, я целеустремленно отправился в тот самый зал - зал Мунка. По моим подсчетам у меня было около трех-четырех минут насладиться великим художником в одиночку. Потом зал не наполнят непрекращающиеся толпы туристов (к Мона Лизе мне в свое время так и не удалось подойти), и волшебство будет утеряно.
В зале Мунка 17 его картин, практически самых знаменитых. Боюсь подумать, сколько стоит этот зал (впрочем это неважно - эти картины никто никогда не продаст). Можно конечно поговорить о двух самых известных полотнах - "Крике" и "Мадонне", недавно украденных (как??), потом чудом обретенных, и несомненно заслуживающих главного внимания.
Как я уже рассказывал -
http://lorien22.livejournal.com/197686.html - есть четыре версии Крика. Сверху - самая знаменитая, хотя по счету она вторая. Ее тоже крали - в 1994 году. Еще одна картина находится в Музее Мунка, а одна принадлежит частному коллекционеру. Недавно частный "Крик" был продан за 120 миллионов долларов - самое дорогое полотно, проданное когда-либо на открытых торгах.
Мадонн всего пять - одна в Национальной Галерее, одна в Музее Мунка и еще одна - в Кунстхалле в Гамбурге. Еще две в руках частных коллекционеров. Есть еще литография, немного отличающаяся от картин. Она кстати в эти дни выставляется у нас в Израиле, в музее искусства в Тель-Авиве -
http://lorien22.livejournal.com/194769.html. Ну а мы вернемся в Норвегию.
На этой фотографии можно узреть сразу три важные картины. Есть тут и самая первая знаменитая картина Мунка - "Больная девочка".
"Больных девочек" тоже пять) Не помню насчет Музея Мунка, но еще одно полотно я видел в Гетеборге. Мунк в своем творчестве был одержим темами болезни (в основном из-за смерти сестры Софи), смерти, страха, одиночества и человеческими страстями и эмоциями, в основном негативными. Вот еще одно типичное полотно Мунка - "Смерть в комнате больного".
Эта картина называется Puberty - наверно лучший перевод будет "Половая зрелость". Тоже наблюдается в нескольких вариантах. Именно этой картине посвящена сейчас тематическая выставка в Музее Мунка.
Ну и знаменитый автопортрет Мунка с горящей сигаретой.
Еще из главных - эпический "Танец жизни".
И особо мне понравившаяся "Мать и дочь". Долго смотрел на картину, но так и не смог понять, кто из них мать, а кто дочь. Очевидно в этом и есть задумка художника.
Однако при всем уважении к Мунку, больше всего неожиданно мне понравилась другая картина. Вот она.
Это картина Теодора Киттельсена под странным названием "Вдалеке вдалеке замок Сория Мория блестит как золото". Чем-то напоминает Каспара Давида Фридриха. Глядя на эту картину мне подумалось, что вот так вот я чувствую себя всю свою сознательную жизнь. А вот и автопортрет самого художника.
Национальная галерея в Осло может порадовать нас еще большим выбором картин. Я ограничусь несколькими. Говоря о Мунке нельзя не вспомнить о его духовном учителе (и моем любимом художнике) - Винсенте Ван-Гоге.
Также выделю картину "Голубого периода" Пикассо (лучше бы он в этом периоде и оставался).
Что касается норвежских художников, то можно смело сказать, что тема "больных детей" волновала не только Мунка.
Хватает и картин старых мастеров (можно даже узреть Эль Греко)
Мне особо понравилась деревянная скульптура 14-го века
На этом, пожалуй, хватит Национальной Галереи - переедем в друзей супер-музей, Музей Мунка. По дороге, плутая по самым красивым улочкам Осло -
http://lorien22.livejournal.com/197276.html, ноги сами странным образом вывели меня на кладбище, где похоронен великий художник. Могила, кстати, очень скромная.
Продолжаем путь мимо прикольных уличных скульптур
И вот мы у музея
Конечно прежде всего - "Святая троица".
Само собой разумеется "Крик", Anxiety (Паника) и Отчаяние (Despair). На эту же тему и следующая картина Мунка - "Ревность".
Как я уже говорил, в музее проходит тематическая выставка картины "Половая зрелость". Вот версия Мунковского музея.
Немного и о самой выставке
Если уж говорить об автопортретах, то Мунк изобразил себя в аду. Впечатляет, нет?
Знаменитый "Вампир"
Убийца
Женщины Мунка не менее экспрессивны, чем у Эгона Шиле
Тема "поцелуя" у Мунка также раскрыта) мне больше всего понравился этот:
Эта картина позволяет закрыть тему на более или менее оптимистичной ноте. А то Вампиры там всякие, Крики души... На этом об Осло пожалуй все. Грустно.