Фотограф, художник и иллюстратор
Ива Афонская родилась в Киеве, большую часть жизни прожила в Москве, год прожила в Германии, с 2015 года живёт в Болгарии.
Стихи Ирины можно почитать на сайте Stihi.ru:
http://stihi.ru/avtor/fonskaya.
История Ирины, рассказанная ею самой
Я окончила филологический факультет МГУ. Некоторое время училась также в Заочном народном университете искусств, на отделении живописи, в 2013 году окончила курсы компьютерной графики Российской экономической академии им. Плеханова. Фотографию изучаю, как многие, самостоятельно, по книгам и информации в Интернете.
Я не фотограф. Всю жизнь я занималась другими вещами, работала на другой, самой разной, работе, занималась литературой, писала стихи, а фотографией увлекаюсь только последние пару лет. На сайте Лори написано, что он объединяет «фотографов и любителей фотографии». Я отношусь ко второй категории, но в наше время и любители фотографии имеют возможность продавать свои работы и зарабатывать.
Я начинала с малого - снимала первые работы компактной камерой (так называемой «мыльницей»), правда, не самой дешёвой и неплохого качества. И на деньги от продажи в фотобанках снятых ею фотографий купила свою первую (но верю - не последнюю) недорогую «зеркалку». И с тех пор всю фототехнику я покупала только на деньги, заработанные фотографией, не потратив ни копейки денег, полученных другим путём, - для меня это был вопрос чести. Моё оборудование сейчас составляют, кроме фотокамеры Canon, три объектива, два из которых Canon серии L, видеокамера, вспышка Canon 580, три штатива и всякая мелочь - в общей сумме на несколько тысяч долларов.
Увлекаться фотографией я стала потому, что люблю путешествовать, а в поездках хочется заснять на память увиденное. Постепенно стала снимать всё больше и больше, стала это делать и дома в Москве: фотографировать город, природу в парках. И в какой-то момент у меня возникла мысль, что вроде бы неплохо получается и что это может кому-нибудь пригодиться. Ведь пейзажи печатают, например, для календарей. Я не думала о том, чтобы зарабатывать деньги, - просто хотелось, чтобы фотографии были кому-то нужны, приносили пользу, чем просто так дома валяться. Я подумала, что хорошо бы найти какое-нибудь фотоагентство и отдать туда фотографии. Но не представляла, как это сделать. Случайно, когда я искала совсем другую информацию, поиск в Яндексе выдал мне фотографии фотобанка Лори - и я подумала: на ловца и зверь бежит, только подумала о фотоагентстве - и вот оно само пришло. Потом я узнала и о других фотобанках, за рубежом.
О фотобанках
Фотобанк Лори был первым фотобанком, с которым я начала работать. Здесь на данный момент размещено моё самое большое портфолио, включающее значительную часть, но не все имеющиеся у меня фотографии, так что возможности пополнения есть. Также я работаю с другими российскими фотоагентствами и зарубежными микростоковыми фотобанками. В планах на ближайшее время начать работу с зарубежными агентствами, продающими оригиналы и репродукции картин.
К настоящему моменту мои фотографии и картины проданы на общую сумму более 7 500 долларов за рубежом и более 130 000 рублей в России (большая часть из которых - в Лори). У меня много публикаций в российской прессе, в том числе, в самых известных изданиях (таких, как «Известия», «Литературная газета», «Вечерняя Москва», «Ведомости» и др.), есть публикации за рубежом.
О сложностях работы с фотобанками… Когда человек начинает любое дело совсем с нуля, никогда им не занимаясь и не зная ничего, то начинает с того, что берёт книжку и выписывает в тетрадочку, что означает слово «диафрагма», - ему всё сложно и ничего не легко. Тем более что фотография очень связана с техникой, и гуманитариям она, к сожалению, даётся сложнее. Мне кажется, я освоила не более 10% того, что есть, но даже эти несчастные десять процентов дались мне такой кровью и такими слезами, что когда я об этом вспоминаю, меня просто начинает трясти, - лучше не вспоминать. Ещё 10 раз окончить университет с конкурсом 100 человек на место было бы явно легче. Что будет с освоением оставшихся 90% - честно говоря, не знаю. А потом оказалось, что фотография - это ещё цветочки по сравнению с векторной иллюстрацией, и океан пролитых слёз над Фотошопом - это просто капля в море рыданий над программой Illustrator.
Поскольку я не являюсь ни профессиональным фотографом, ни профессиональным художником, у меня не было никаких ожиданий и никаких амбиций - я вообще не рассчитывала, что мои фотографии и тем более картины кто-то будет покупать, и очень удивилась, когда это произошло. Поэтому и разочарований у меня не было. Наоборот, я радовалась любым продажам. И можно сказать, жизнь даже превзошла ожидания и дала мне то, чего я не ожидала: возможность не работать и заниматься только творчеством, живя только на доход от фотобанков как на единственный доход. Я никогда не думала, что для меня это будет возможно, и не рассчитывала на это.
Скоро будет ровно два года с тех пор, как я пришла на работу, взяла листок бумаги и написала: «Прошу освободить меня от занимаемой должности по собственному желанию…». Больше всего в этой фразе мне нравилось слово «освободить». Оно точнее всего отражало суть ситуации. Теперь вся прошлая жизнь вспоминается мне как кошмар, и, кажется, я всю жизнь прожила на каторге и сейчас чувствую себя, как заключённый, вышедший на свободу. Каждый день своей жизни я просыпалась с чувством, что мне хочется застрелиться или повеситься оттого, что надо идти на работу и целый день там сидеть, занимаясь тем, что не хочется, ради денег - и ненавидя деньги, которые зарабатываешь, тратя на это свою, быть может, единственную жизнь, а в это время тебя душат ненаписанные стихи и ненарисованные картины.
В тот момент, когда я ушла с работы, мой доход в фотобанках был таким мизерным, что вряд ли кто-то решился бы уйти с работы с таким доходом. Но я понимала, что если не сделаю это сегодня, завтра я могу действительно повеситься. Было очень жалко загубленных на каторге полвека, которых уже не вернуть, и не хотелось продолжать губить свою жизнь, когда есть хоть какая-то надежда жить иначе. На следующий день после увольнения с работы я проснулась и поняла, что мне не надо никуда идти, а можно сесть за компьютер обрабатывать и загружать в фотобанки свои фотографии и рисовать. Первый раз в своей жизни я проснулась счастливой. Я понимала, что мне будет очень трудно. И хотя за эти два года мне было намного трудней, чем я даже ожидала, я ни разу об этом не пожалела.
Сейчас у меня доход небольшой, но, по крайней мере, теперь его хватает на то, чтобы купить продукты и заплатить коммунальные платежи, не ходя на работу, заниматься творчеством и расти творчески дальше, а вместе с этим заработок приложится. Зато теперь эти небольшие деньги меня радуют: ведь это купили мою картину, потому что она понравилась. И мои знакомые говорят, что у меня вид счастливого человека. Потом я узнала, что это называется «дауншифтер».
Как я сама себе шучу, благодаря фотобанкам я сделана себе возможным как бы «уйти на пенсию» на несколько лет раньше положенного срока. А потом фотографический доход будет прибавкой к пенсии (учитывая мизерность российских пенсий, прибавка явно будет больше самой пенсии).
Стоковый заработок даёт творческому человеку ещё одну важную возможность: жить в любом месте мира, не обязательно в России, и этой возможностью я и воспользовалась, поменяв заснеженную и загазованную Москву на солнечный болгарский курорт на берегу моря.
О любимых жанрах и творческом развитии
Я работаю в разных жанрах, продавая в фотобанках не только фотографии, но и снимки или сканы своих картин красками. Живопись хорошо дополняет фотографию и сочетается с ней: снятые фотографии можно использовать как образцы для картин, а глаз художника полезен для фотографа. Законы композиции для фотографии и живописи аналогичны, поэтому в книгах по композиции фотографии и живописи часто пишется одно и то же. Важное достоинство живописи (в отличие от компьютерной графики) - она не делается на компьютере, от неё не устают глаза и не портится зрение, и ею можно заниматься в свободное от обработки фотографий на компьютере время.
Своё стоковое творческое развитие я представляю себе как творческую троицу: фотограф, художник, векторный иллюстратор (иногда можно и видео снять для разнообразия). Чем большим количеством видов искусства ты занимаешься - тем духовно богаче, разнообразнее и интереснее твоя жизнь. Но, конечно, тогда возникает сложность - найти на всё время. Кроме духовного богатства, это заодно увеличивает и твой заработок: продажа фотографий + продажа картин - уже в два раза больше продаж, иллюстраций - в три раза. Даже если в каждом варианте продаж мало, умноженное на два и, тем более, на три - это уже не так мало. По значимости для души на первом месте живопись, ею я планирую в будущем заниматься больше, но не по доходу, к сожалению, - пока он просто несопоставим с фотографическим. Но хочется надеяться, что это можно изменить.
В фотографии я стремлюсь к разнообразию тематики: снимаю архитектуру, виды городов, пейзажи, цветы, людей, животных, рыб, фестивали и карнавалы, старинные автомобили. Мне было бы скучно всю жизнь снимать что-то одно, пусть даже и красивое, и я не понимаю людей, которые это делают. Мне кажется, тематическое разнообразие тоже повышает продажи: один покупатель одно купит, другой - другое. Большое количество продаж одной тематики бывает, но мне кажется, редко: это, скорее, исключение, вариант для единиц, суперпрофессионалов - или для фотографий с какой-то уникальной тематикой… да и тематики все уже охвачены.
Но моей любимой темой является тревел-фотография и съемка архитектуры. Прежде всего, меня интересует красота мира и его многообразие. Мир, если смотришь на него сквозь видоискатель фотокамеры, почему-то кажется прекраснее. Тематика картин тоже довольно разнообразная, хотя не охватывает все темы: что-то я не люблю, что-то я понимаю, но не могу технически - например, людей.
О профессиональных приёмах
Есть у меня некоторые, чисто житейские, приёмы, не связанные с техникой фотографии и не требующие специальных знаний, и поэтому доступные любому любителю и просто путешествующему человеку, снимающему для себя, - с виду очень простые, но при этом очень полезные. Они касаются тревел-фотографии.
Один приём мне посоветовал мой бывший муж, профессиональный тревел-фотограф из Германии, и я всегда это применяю и мысленно его благодарю. Этот приём я для себя назвала: «обойди кругом». Он советовал: если видишь какой-то интересный объект съемки на улице, например, здание, не хватайся тут же щёлкать его с того места, где ты его увидела, и бежать дальше, а обойди его со всех сторон, посмотри, как оно смотрится со всех точек, с разных ракурсов, - может быть, с другой стороны оно смотрится лучше или просто иначе. Так что, увидев архитектурный объект, я хожу вокруг него кругами, и часто с одного места получается несколько интересных и разных фотографий. И мне самой интересно видеть изображение с разных ракурсов.
Второй приём возник у меня из опыта, я его называю: «уходя, оглянись». Вы подходите к зданию, снимаете его, и, уходя от него, не уходите просто так, пройдя некоторое расстояние, оглянитесь назад: вид зачастую будет другим, новым, другие здания вокруг иначе располагаются в новую композицию (тем более, что идти вы можете другим путём). Всегда помните: уходя и не оглянувшись, вы потеряли интересный кадр.
О любимых работах
Любимые мои работы - ещё не снятые и не написанные - впереди.
Кто-то видит в заработке на фотобанках счастливую возможность посвятить себя творчеству. Но я слышала и другое мнение: что фотобанки - это бизнес, убивающий творчество. В этой связи мне вспоминается старая притча о двух людях, смотревших в одно и то же окно. Но один видел звёзды на небе, другой - грязные лужи. И мне кажется, что фотобанки - это такое окно, а что вы там увидите - зависит только от вас. Я же вовсе не из тех, кто витает только в звёздах, как может показаться, и не видит луж. Я вижу и то, и другое - и в жизни, и в фотобанках. Бизнес и творчество иной раз вступают в противоречие, но всё-таки найти компромисс и соединить их в фотобанке можно. И это очень хорошо, что есть такая возможность.
Лучшие работы определить невозможно, потому что художнику одинаково дороги все работы, как матери - все дети.
О советах начинающим стокерам
Не будучи профессиональным фотографом, я не считаю себя вправе давать советы. Вместо этого я просто хотела бы поделиться своими размышлениями. С чего всё начинается? Мне кажется, начинается всё с переменой отношения к фотографии - не как к хобби, а как к работе. Однажды ты берёшь рюкзак с камерой, садишься в метро и едешь с мыслью: «Сегодня я еду в Донской монастырь РАБОТАТЬ. Снимать монастырь. А завтра я поеду за город РАБОТАТЬ - снимать Троице-Сергиеву лавру». Не гулять, а работать. Потом ты садишься в поезд и едешь в Питер - не в отпуск, а РАБОТАТЬ, снимать. И всё, снятое с таким отношением, покупается. А остальное - изучение техники фотографии, Фотошопа и т.д. - это уже следствие.
Блог "Авторы фотобанка Лори" >>