Рабы с мигалками

Sep 30, 2011 11:29

Оригинал статьи http://www.gazeta.ru/column/novoprudsky/3785762.shtml , автор - Семён Новопрудский

На днях в наших землях приключились две поучительные истории. Один
известный кинорежиссер, который приватизировал кино, счел возможным
вопреки профессиональной и человеческой этике любой ценой протащить
свой фильм на «Оскар». А один известный политик, который вместе с
друзьями приватизировал целую страну, следуя инстинкту самосохранения, а
может, и из тщеславия, захотел оставить ее за собой как минимум еще на
12 лет.
В этих историях есть нечто общее. Они следствие сложившегося на Руси
в первом десятилетии ХХI века диковатого союза американской мечты и
советской невозможности реализоваться. Впрочем, последнее касается

только людей приличных. Неприличные, волею судеб и силой случая
дорвавшиеся до внешних благ, мертвой хваткой вцепились в нажитое и
присвоенное. И твердо уверены: пользоваться этими благами можно только
им, а остальным нельзя. Или можно, но по их высочайшему дозволению и в
заранее оговоренных пропорциях.

Относительные экономические свободы, которые даровала несостоявшаяся
третья русская революция, привели к появлению в России потребительской
цивилизации. В самом этом факте ничего печального нет: как вспомнишь,
что наши мамы и бабушки не имели нормальной косметики, стирали вручную,
готовили бог знает из каких продуктов - начинаешь испытывать особую
радость от возможностей минимального бытового комфорта. Но речь не об
этом прожиточном минимуме достойной жизни. Речь о заявленном на съезде
партии власти продолжении мерзкой и тусклой эпохи торжества крокодилов,
проглотивших краденое ими солнце и распределяющими между остающимися в
искусственно созданной тьме согражданами отдельные солнечные лучики.

Извечная дилемма человеческой жизни «иметь или быть»,
сформулированная Эрихом Фроммом, трансформировалась в сегодняшней
России в однозначное и крайне вульгарное торжество «иметь».

Причем
горстка имеющих считает тех, кто не имеет, несуществующими и
несущественными. Если ты не при власти и не при деньгах - ты маргинал и
лузер. А раз мы при деньгах и при власти - мы элита, соль земли,
крутые перцы и короли духа. Этот вполне западный культ внешнего успеха,
вступивший в России в сложную химическую реакцию с византийским
культом торжества лоялистской посредственности, привел к маргинализации
всех сколько-нибудь приличных и совестливых людей.

В значительной степени это вполне естественная реакция дорвавшихся до
«сладкого» совков на советскую ханжескую мораль, отрицавшую значимость
материальных ценностей в жизни человека и ставившую абстрактные
интересы государства выше частных человеческих.

При всей пафосной риторике и мужчина, который приватизировал
нашу страну, и тот, что приватизировал наше кино, думают о России
исключительно в категориях персонального доильного аппарата.

Причем эти владельцы кормушек, мигалок и присвоенного права
распоряжаться чужим как своим в общем выстроили вполне стройную систему
защиты, ставшую заменителем официальной идеологии. Каждого, кто против
них, они объявляют либо завистником, либо врагом страны - последнее
как раз очень по-советски, по-сталински.

Атрибуты состоявшихся людей в этой системе лагерного капитализма с
пайками для избранных очень наглядны: машина с мигалкой, пост во власти
или в госкомпании, крупная недвижимость и счета на Западе.
Воспользоваться нажитым созидательно, спокойно жить в собственное
удовольствие, не кошмаря других, они все равно не могут - приходится
постоянно отбиваться от конкурентов внутри своей закрытой зажравшейся
касты.

Поэтому самозваные хозяева российской жизни вынуждены чувствовать
себя рабами на галерах. Они именно рабы, поскольку обрекли себя чахнуть
над златом. И именно на галерах, поскольку если не грести (под себя),
если попытаться соскочить, можно запросто оказаться в лучшем случае в
вынужденной эмиграции, а в худшем - в отечественной колонии. Причем
посадят свои же друзья-товарищи по террариуму единомышленников.

Меня давно занимает вопрос: кому легче расставаться с жизнью - тем, у
кого есть все и даже больше, чем нужно нормальному человеку, или тем,
кому нечего терять?
Зачем человеку претендовать на «Оскар», если отечественные

картины-конкуренты лучше, а один «Оскар» уже есть? Зачем цепляться за
власть, как профессор Мориарти за скалу над пропастью Рейхенбахского
водопада, если уже давно обеспечил безбедную старость себе, детям,
внукам, собаке, а также друзьям по дачному кооперативу и советскому
КГБ?

Мне кажется, наших нынешних хозяев жизни надо хоронить в гробах с
мигалками. Пусть эта постоянно мигающая противная для глаз штука служит
напоминанием живущим: никто не завоюет всех призов, никто не будет
править вечно. А жажда вечной власти и всех наград мира делает человека
жалким и ничтожным, как бы он ни пыжился претендовать на роль лидера
нации или ее духовного пастыря.
Previous post Next post
Up