Тот, кто перешел предел отчаяния, находясь по ту сторону абсурдной реальности, сохранив рассудок, являет собой героя абсурда. Герой абсурда, подобно Сверхчеловеку Ницше, пережил смерть бога. Осознав смерть бога, преодолев порог отчаяния, оказавшись в духовной пустыни, человек остается один на один с Абсурдом. Переживший смерть бога, человек превращается в Сверхчеловека.
Герой Абсурда не нуждается ни в уповании, ни в вере, ни в надежде. Находясь по ту сторону этического и эстетического, добра и зла, он взирает на мир холодным взглядом, в котором отражаются отблески Ничто. Реальность утратила смысл, но в этом таинственном скачке сквозь абсурд таится освобождение.
Абсурд претворяет человека в Сверхчеловека. В этом плане Абсурд освобождает.
Авраам не желает и не может быть свободным, потому что Свобода есть безосновность, которая постигается только преодолением всех границ, в том числе и божественной воли. Свобода - веяние Ничто.
Преодолев все установления, герой Абсурда обретает подлинную Свободу. Предстояние перед Богом только начало тяжелого пути, итогом которого является либо полным порабощением человека богом, либо, преодолев бога, человек обретет истинную Свободу.
В этом суть человека: предстояние перед Абсурдом с целью преобразования собственной природы. «Человек есть мост, а не цель» (Ф.Ницше), и этот мост весит над бездной абсурдной хаотичной реальности.
Бог всего лишь одна из многих масок Абсурда. Желание человека приблизить к себе Бездну. В зове бога слышен голос Ничто. Ничто, пытающегося поглотить единичное существование, в этом суть жертвоприношения.
Человек утверждается только в противоестественном противостоянии своего конечного единичного существования перед лицом тотальной Бесконечности.
Рыцарь Абсурда противостоит как рыцарю веры, так и трагическому герою. Рыцарь веры способен выйти за пределы этического, но еще находится только в преддверии Абсурда. Трагический герой, несмотря на некоторое сходство с рыцарем веры, остается в поле этического. Рыцарь веры, в отличие от трагического героя, находится в экзистенциальном одиночестве, его действиям нельзя найти рационального объяснения: «его никто не может понять».
Трагический герой обречен, но его действия продиктованы вполне рациональными соображениями. Агамемнон приносит в жертву дочь Ифигению, библейский Иеффай тоже приносит дочь в жертву. Оба персонажа совершают жертвоприношения с целью получить победу над противником. Но смерть Исаака никому не принесла бы пользы, с точки зрения разума она бесполезна. Здесь с особой силой раскрывается «вера силой абсурда». Авраам поставлен в ситуацию, когда от него потребовалась только слепая вера-доверие, и он выдержал это испытание.
Еще в более трагической ситуации находится герой Абсурда. Бог для Авраама последняя зацепка в той ситуации, в которой он оказался. Герой Абсурда лишен всяких зацепок и оказывается в полной экзистенциальной пустоте. Он лишен веры и упования, и оказывается «лицом к лицу» перед Ничто.
По ту сторону этического, эстетического и рационального. В этой ситуации полной безысходности ему ничего не остается, как бросить вызов в Пустоту.
Но, преодолевая чудовищное отчаяние, которое ужаснее смерти, он обретает шанс обрести подлинную страшную Свободу. Это тот случай, когда удается «пойти дальше веры», дальше Авраама.
Если «вера - это высшая страсть в человеке. В каждом поколении, возможно, существуют многие, кто вообще не приходит к ней, но ни один не идет дальше», то иногда находятся те, кто рискует идти дальше веры, обретая страшный дар Свободы.