22 марта 1728, в Богемии родился самый крупный немецкий живописец эпохи классицизма, превосходный портретист Антон Рафаэль Менгс (Anton Raphael Mengs). Художник умело сочетал точную передачу индивидуальных черт модели с барочной парадностью. При жизни современники видели в нём нового Рафаэля, и он имел международную славу. Он писал портреты самых могущественных людей того времени, таких как папа Климент XIII, король Пруссии Фридрих II Великий, королей Саксонии, Испании, Великой княжны Екатерины Павловны и других.
Папа Климент XIII, 1758
Он разработал строгие правила выбора моделей и сюжетов, и был прекрасным знатоком современного и античного искусства, призывающим соединить античную красоту с лучшими чертами творчества. Менгс стремился к красоте форм и к соблюдению точных правил композиции, законов светотени и определенных приёмов живописи масляными красками, фресковой росписи, а также техники пастельного и акварельного рисунка.
Олицетворение трех частей дня в греческой мифологии / Personifikasi tiga bagian hari dalam mitologi Yunani, 1765
Антон Рафаэль Менгс был за возврат к классическим нормам и отказ от излишеств стиля рококо. Следование великим мастерам прошлого художник считал единственным путём достижения идеальной красоты, не существующей в природе, но являющейся результатом отбора наилучшего. Он критиковал живописцев XVII в. за избыточную драматизацию и повышенный религиозный пафос, и за чрезмерное увлечение светотеневыми эффектами. А художников XVIII в,, он критиковал за отсутствие моральных и образовательных устремлений.
Поклонение пастухам, 1770
Anton Raphael Mengs, как теоретик, пользовался большим уважением в интеллектуальных кругах Европы, оказывая сильное влияние на развитие живописи того времени. Менгс был членом художественных академий Болоньи, Рима, Флоренции, Генуи, Венеции, Аугсбурга и Мадрида.
Фреска Антона Рафаэля Менгса
Семирамида получает известие о Вавилонском восстании 1756 г.
Вскоре после смерти художника (29 июня 1779 г, Рим) его слава угасла, хотя Менгсу и отдавали должное как великому портретисту. В XIX веке Менгса считали «холодным и неискренним». И хотя Менгс считал себя первым неоклассицистом, но прежде всего он был одним из последних мастеров барокко, о чем говорил Рудольф Виттковер: «В конечном счете, он (Менгс) в такой же степени завершает традицию, как и начинает новую».
Lot and his Daughters (Лот и его дочери)
PS: В наше время появляется очень много работ великих художников, в том числе и те, что возможно принадлежат творчеству Менгса. Но, к сожалению, большая часть из таких картин подделка. Поэтому, в этой публикации JuicyWorld.org постарались опубликовать только те работы, по которым нет споров об авторстве художника
Порка Христа, 1769
Христос на Масличной горе, 1769
Портрет Уильяма Бертона Конингема, 1854-57 гг.
Портрет Катерины Регины (Екатерина Павловна (1788-1819) - великая княжна, 4 дочь Павла I
Фердинанд IV, король Неаполя
Антон Рафаэль Менгс / сэр Джеймс Грей, 1761 г.
Портрет кардинала Зелады, 1773 г.
Портрет Доменико Аннибале, 1750
Карл III Испанский, 1761
Сын Иосифа / Сон святого Иосифа, 1773-1774
Триумф истории над временем, потолок Ватиканской библиотеки, 1772 г.
Персей и Андромеда, ок 1774-1777 (Эрмитаж)
Дева Мария в действии скорбящей, 1765 г.
Иоан креститель проповедует в пустыне, 1760
Святой Петр, 1773-1776
Святое семейство с младенцем Иоанном Крестителем, 1763 г.
Благовещение, 1779 г.
Антон Рафаэль Менгс / Автопортрет, 1773 г.
Могила Антона Рафаэля Менгса в Santi Michele e Magno (Рим)
Принц Астурийский, будущий Карл IV Испанский (1765)
Маркиза де Льяно, 1775 г.
Гелиос как олицетворение полудня (1765)
Диана как олицетворение ночи (1765)