"Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя,
чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну".
Евангелие. Мф. 5:29
«В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: я победил мир».
Евангелие от Иоанна 16 глава
«Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против бога?
Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом богу»
Иак. 4:4
источник "Время от времени в отечественном кинематографе появляются картины, обращенные то ли к верующим, то ли к разочаровавшимся в религии людям.
Поэтому фильм «Сквозь черное стекло» 2018 года привлек мое внимание.
Сюжет: слепая от рождения девушка решается выйти замуж за человека, который обещает ей вернуть зрение, естественно с помощью больших денег в западной клинике.
Взамен чего требует составить ему супружескую пару.
Девушка истово верующая. Уже давшая когда-то согласие быть послушницей в монастыре, который буквально через дорогу от приюта, в котором она живет и воспитывается.
Каждый воскресный день Анастасия исповедуется и причащается в этом монастыре. Решили мистически ее сделать центральной фигурой, вокруг которой, по слову Достоевского, идет борьба за душу человека.
Послушница и чистая дева, - заезжая старица в своих пророчествах назначила ее будущей игуменьей этого самого монастыря,- вдруг сомневается и бросает монастырь в поисках светлого мирского счастья.
Девушка долго сомневается. И все же дает согласие на брак и едет в Германию на операцию.
Там все благополучно завершается ее полным прозрением.
Но до настоящего прозрения души еще далеко!
Этому посвящается почти весь фильм. Надо сказать о художественных особенностях фильма, который снят большей частью в мрачных тонах и красках. Нарочито мрачных. Только изредка события происходят при свете дня, или солнечной погоде, или в каких-то приятных местах.
Самый жуткий контраст тьмы и света начинается с момента знакомства Анастасии со своим благодетелем.
Он просто урод во всех смыслах сразу: если бы только внешне, но и внутренне совершенно отвратителен и даже мерзок.
С первых же кадров (даже со спины) мы ощущаем физиологическое отвращение при медленном приближении к нему камеры. Тут все сразу бьет в темечко: сам звук голоса, нависающие веки на бельмы, а не глаза, лысый череп, манера пить и есть, да и с Настей он ведет себя как полный мудак.
Сразу возникает вопрос к создателям картины: где они откопали такого выродка? Даже несколько жаль Максима Суханова, который вынужден был строить из себя такую гадину. Законченную и не вызывающую ни одной секунды сочувствия.
Вышло вот такое обобщение, что, дескать, этот крокодил и есть квинтэссенция мирского зла.
Сверхпотребитель, маньяк, обуреваемый жаждой власти как таковой, стяжатель и сексуальный выродок. Хотя и нашенский, но вот же - стремится жить в Лондоне. Продажная тварь.
Крокодил становится все свирепее и гаже. Буквально насилует чистую деву. И она на время смиряется. Все это паскудство происходит накануне свадьбы.
И тут я догадываюсь, что мне это напоминает. Житие Георгия Победоносца в изложении Метафраста. Значит, будет герой, который хоть и не спасет честь девы, но хотя бы ее саму защитит от мирских пакостей. Но не тут-то было. Герой появляется. Но только за тем, чтобы бесславно пасть жертвой все того же чудища.
И где тут мораль?
А вот она: мир сей прогнил окончательно, спасенья в нем нет и не будет.
Следовательно, нужно уйти подальше, в монастырь, а лучше выколоть себе глаза.
Что и делает опороченная дева.
А потом по грязи от хлябей небесных ползет, истово крестясь и бия поклоны, обратно - к дверям монастыря.
Финиш.
Сижу - думаю. Чего бы это все значило?
А вот чего: в последние годы участились случаи бегства и ухода из стен монастырей бывших насельников и насельниц.
И как-то это портит общую благостную картину так называемого второго крещения Руси.
Да к тому же довольно часто эти самые бывшие публикуют в разных СМИ свои воспоминания о былом (духовном) и настоящем (мирском).
А в настоящем у них вроде все даже и ничего. Или даже хорошо. А то и очень хорошо.
Куда это годится?
Вот создатели этого ужаса-ужаса и подкинули дровишек в общую печь, чтобы утвердить в головах некоторой части паствы, каковы перспективы их нахождения в насквозь "растленном и погибающем мире", среди козлищ и упырей.
Других-то они хотя бы для вида в этом фильме и не показали. Значит их нет. Совсем. Либо глаза выколи, либо пропадай в блуде и наживе. Как-то так. На кого-то точно подействует". (с)