«Это не я!»
Афродита на троне, держа в руке сандалию, гневно наклонилась вперед. Эрот в страхе стоит перед ней.
У его ног разбитый флакон маминых духов благовоний. Второй Эрот от страха забился под трон.
(Оборотная сторона зеркала. Изготовленное из золота и серебра во II веке до н.э., эллинистич. период, оно представляет собой редкое произведение искусства. Это зеркало было продано в 2010 году на знаменитом аукционе Christie в Нью-Йорке, за 116 000 долларов.)
Духи, ароматы и мази были связаны с Афродитой. Большое количество разнообразных благовонных растений ей причастны: издревле мирт и мята, затем корица и шафран, и, конечно, розы и их аромат.
Роза, цветок особенно священный для нее и повещенный ей, - богине порождения, секса и желаний (эротов).
Даже само имя Афродиты и розы (Ροδή/роди) звукоподражательно связаны в греческом языке.
Розовые духи назывались «родинон», это название, как и название многих других духов, основано на цветке, из которого была получена эссенция розы (родон).
Древнегреческий ученый Теофраст, «отец ботаники», сообщает о самой древней формуле этих духов - 7 000 роз на 6 литров масла - и описывает их аромат как «легкий и сладкий», перечисляя его терапевтические достоинства: бодрит и освежает, лечит головные боли.
Амуры за работой: плетут розовые гирлянды
(примерно такие). фреска, Помпеи.
В Помпеях, где процветала деятельность античных парфюмеров, можно «увидеть» все этапы производства духов, художественно представленных на знаменитых фресках в Доме Веттиев, на которых амуры в окружении ваз и ампул, обрабатывают, собирают, производят и продают лекарственные средства, цветочные венки, гирлянды, а так же духи.
Справа виден пресс для отжима ароматических масел, а также несколько тазов, в которые помещены цветы для мацерации и выделения из них аромата. В центре находится прилавок с книгой рецептов, шкала доз и шкафчик с сосудами и кремами (или, если говорить по-старинному, «притираниями»).
Наконец, слева, девушка с маленькими крылышками, (вероятно, психея), сидит на табурете в окружении амуров, и пробует качество духов на тыльной стороне руки - способом, рекомендованным Плинием: «Качество духов проверяют, - писал этот римский автор - на тыльной стороне руки, чтобы тепло ладони не изменяло их».
Так же Плиний говорит, что розовые духи, - как из-за обилия сырья, так и из-за простоты изготовления, - были в Римской империи самыми распространенными из всех благовоний.
Лоуренс Альма-Тадема "Розы Гелиогабала", фрагмент.