Говорят, в былые времена, в Ирландии такие истории можно было услышать чуть ли не в любом доме. Всего-то и нужно было - напроситься в гости, подгадать момент, когда соберется компания и внимательно слушать...
Слыхал я, как отец мой рассказывал (да упокоится душа его на райском ложе!), что был один старик из семьи Риганов, который жил здесь, в Киллине много лет назад. Ну так вот тот старик из Риганов - видно это прадед Патина Ригана, так что вам ясно, что было это довольно давно - был у него большой такой пень болотной древесины, вроде как вот тот за горой в Карраханском болоте, как раз у подножья горы, а вы, может быть, скажете, что и на горе. Значит, выкорчевал он тот пень с корнем, забросил его на кочку и собрался нести его домой. Как только наступила ночь, он пошел туда, к Каррахану. Там есть ручей, который течет по одной стороне Каррахана, и что же он слышит, как не стук валька, на вершине той большой каменной плиты, мимо которой проходишь, когда там идешь? А он такой уж был ветреный парень, и плевать ему было, от демона, или от дьявола у него бесшабашность эта. Перебрался он туда, где услышал звук валька, и как пить дать увидел он ее там, и в одной руке у нее был валек, а в другой - красивый гребень. Он так тихонько подошел к ней сзади, выхватил у нее гребень, перепрыгнул на другой берег и побежал с гребнем домой. Да уж, если бы перед ним летел мартовский ветер, то Риган бы его обогнал, а если бы за ним летел мартовский ветер, то не догнал был бы он Ригана - такой он был быстроногий.
Не догнала его и банши, что погналась за ним, и каждый крик ее был страшнее другого. Схватила она валек, который был у нее в руке и метнула в него. Верно Господь спас его, или же не дал Он ей силы ударить его, но как бы то ни было, просвистел валек мимо его башки, а если бы попал, то умереть бы ему на месте. Да, Риган был великим бегуном и ему удавалось все время бежать перед банши. Когда она добежала до валька, то схватила его во второй раз; Риган слышал, как он просвистел мимо его уха, и, думаю я, такая уж судьба у него была, но и второй раз валек в него не попал. Банши в третий раз добежала до валька, и как только она схватила его, как Риган повернул к торцу своего дома, и что же сделала банши, как не метнула валек в третий раз? Риган как раз успел вскочить в свою дверь, когда валек ударился о матицу и весь дом задрожал сверху донизу. Он запер дверь на засов и подпер его изнутри maide eamainn, которой тогда подпирали дверь во время бури. И вот сидели они все дома, и, верно, сердце у них чуть не выскочило из груди, как они услышали вопль за дверью. Она им сказала по-ирландски, чтобы они отдали ей гребень, или она снесет дом. Риган встал, взял лопату и положил на нее гребень, взял лопату за ручку и подсунул ей гребень под дверь. Половина железа лопаты было под дверью, а половина внутри. Она схватила гребень вместе с половиной железа, что была снаружи, и забрала расческу и половину лопаты с собой. Когда они затянули лопату внутрь, то половина ее пропала! На следующее утро они проснулись и вышли наружу - и что же они видят, как не торец дома, расколовшийся надвое на две ровные половинки от камышовой крыши до земли. Когда бы вы не пошли посмотреть на руины дома Ригана, то увидите, что торец его дома расколот на две равные части, и вот так это и случилось.
Матица - балка (бревно), располагающаяся посередине дома и являющаяся основой крепления крыши и всего дома.
История утащена из книги
Патриция Лайсафт, Татьяна Михайлова, Банши. Фольклор и мифология Ирландии.
автора иллюстрации не знаю (