Давайте попробуем с холодной головой немного проанализировать ситуацию.
Не затрагиваю военные вопросы. Я смотрю с точки зрения того, в чем разбираюсь: управленческие системы. Так же, как у вас, у меня нет инсайтов из середины властной команды, поэтому анализирую то, что всем известно.
Что можно утверждать уверенно?
1. После того как личностный конфликт обозначился и вышел в публичную плоскость, стало ясно, что примирение невозможно, поэтому увольнение неотвратимо. Попытки подать его как следствие профессиональных разногласий не могли быть удачными, потому что двое не имеют общего профессионального языка.
2. Залужный олицетворяет для большого числа граждан определенную систему взглядов и ценностей. Именно поэтому наличие в публичном поле имело мощный терапевтический эффект. Этот эффект вдруг был отключен, что привело к внезапному резкому увеличению тревожности и недоверия. Только этого одного было достаточно, чтобы такого шага не делать. (Отдельно следует отметить потенциальное влияние на предпринимательские ожидания и настроения, от которых критически зависит экономика.)
3. Залужный стал основой новейшей украинской мифологии, украинского нарратива о самих себе, благодаря которому Украина объединилась и устояла. Этот миф сейчас потерпел удар, и как отреагирует на него чрезвычайно сложная система под названием Украина, предусмотреть нельзя. Здесь позволю себе одну базовую вещь из кибернетики. Теорема Эшби утверждает, что управляющая система не может быть проще управляемой системы, иначе управляемая система начинает вести себя непредсказуемо.
4. Все назначения будут теперь определенно рассматриваться как политические, а не как профессиональные; как мотивированы лояльностью, а не компетентностью. Тем самым новые назначенцы поставлены изначально в достаточно плохие стартовые условия. А им придется принимать непростые решения. Хуже всего, что теперь военные решения будут рассматриваться обществом как принятые из-за политической целесообразности.
5. Желание быть единоличным обладателем всех достижений и побед имеет обратную сторону - теперь так же присваиваются и олицетворяются все будущие неудачи и поражения. Причем неудачи и поражения теперь будут изучаться обществом еще более придирчиво. Буферов и предохранителей уже нет, президент всего отвечает лично. Отдельно следует отметить окончательное цементирование невозможности возражений и споров в управленческой команде президента, что, безусловно, приведет к снижению качества управленческих решений не только в военной сфере.
6. Любое изменение руководства обширной системы означает разрыв тяжести как управления внутри, так и взаимодействия с другими системами снаружи. Внешнее взаимодействие часто основывается на личном доверии так же, как внутренняя управляемость системы. Консолидация управляемости процессами занимает драгоценное время даже тогда, когда новые руководители приходят из самого ядра системы.
7. Армия является самой большой иерархической системой современного мира, поэтому лидерство здесь наиболее выразительно, а доверие наиболее персонализировано. Доверие в армии означает готовность идти насмерть по приказу, понимая, что так надо, что другие пути просчитаны командиром и отвергнуты как еще хуже. Доверие не формируется приказом сверху, оно растет снизу и медленно. Это снова драгоценное время.
8. Итак, вместо "выигрыш-выигрыш" имеем пример политического решения "проигрыш-проигрыш". Больше всего проиграл президент Украины, взорвав собственные позиции. Проиграли новые руководители Вооруженных Сил. Проиграли вооруженные силы в целом. Проиграли миллионы граждан, которых лишили веры и уверенности. Не исключено, что проиграла и вся страна, хотя не забывайте, что у нас есть мы.
Но.
Небо обычно не падает на землю в один момент (за исключением прилета российской ракеты). Изменения накапливаются постепенно, и с момента, когда все, кажется, неплохо, до момента, когда точка невозврата пройдена, истекает длительное время. Мы только в начале пути вниз, поэтому будущее еще не предопределено, впереди есть развилки.
Вряд ли это событие выведет нас из зоны комфорта, потому что комфорта давно нет, а стресс и так уж максимальный.
Там, где требовалось зрелое взрослое решение, принято незрелое подростковое. Следствия разгребать нам всем. Жаловаться поздно, надо разгребать.