Отчет по истории 1

Aug 14, 2011 21:07

Итак, достигнут промежуточный результат. Составлены два родословных дерева. Низамовы (5 поколений) и Хусаиновы (6 поколений).




За 5 лет посещена куча родственников в самых разных деревнях, посещены кладбища городские и деревенские. Услышано огромное количество семейных историй и легенд.
Исследованием родословных я занимаюсь для себя. Родовые деревья восходящие смешанные. Раньше предки представлялись мне неким туманом, из которого выступали только бабушки и дедушки. Теперь в тумане появляются лица. Я знаю кого как зовут. По рассказам становятся известны характеры людей. Появляется надежный моральный тыл и Родина становится вовсе не абстрактным понятием.

Вручали дерево одной семье. В гости пришла старенькая дэу-дэуэника. Стали пытаться вспомнить родственников более ранних поколений. И тут выяснилось, что муж с женой в этой семье - четвероюродные брат и сестра! Какое потрясение было на их лицах! Только ради этих минут стоило составлять эту родословную. Раньше люди всю жизнь жили на одном месте, вот родственные связи и пересекались.

О деревне Челны (Чаллы) Камско-Устьинского р-на РТ.
В XIII веке войска Ивана Грозного выгнали татар из деревни Русские Буртасы, что на берегу Волги. Татарам пришлось уходить от Волги, в леса. Вдоль Волги остались русские деревни. Три человека Чагай, Карагай и Зякэ основали деревню Челны. Говорят, что Карагай был вором, Зякэ - дураком, и теперь в роду Карагаев будут появляться воры, а в роду Зякэ - дураки. (О Чагае информация утрачена.) Деревня была основана посреди могучего леса. Теперь-то, конечно, вокруг поля и небольшие посадки. Недалеко от деревни есть озеро Шэмкуль, в котором живет Водяная (Су анасы). Озеро посреди поля, подпитывается родниками. Само озеро небольшое и неглубокое, но люди все равно в нем тонут - Су анасы забирает. Рыбы в озере нет, т.к. зимой оно промерзает до дна.
Собираясь посетить могилы предков, татары совершают омовение, надевают нарядную одежду, соответствующую условиям шариата. Открытыми должны быть только лицо и кисти рук. На кладбище входят левой ногой, а выходят - правой. (Объяснения этому правилу не нашлось.) Захоронения на кладбище начались несколько столетий назад. Кладбище не обносилось оградой, а окапывалось канавой, чтобы животные не забредали. Все стремились хоронить своих родственников рядом, поэтому кладбище разрасталось во все стороны. Потом окапывалось новой канавой. Сейчас оно обнесено забором. На прежних местах не хоронят. Кладбище до сих пор разрастается. В центре кладбища остались редкие надгробные камни, наполовину вросшие в землю.

.
На многих все следы стерлись и сами камни вросли в землю. Но попадаются и сохранившиеся знаки. Был найден один камень со следами арабской вязи.

.
На остальных камнях встречается только тамга. Жители были неграмотны и вместо подписей использовали особые родовые знаки - тамга. На этом кладбище были найдены три тамга. Два из них идентифицированы.

 
Этот камень находится на могиле Файзуллина Мэхэмэтжана - дедушки Низамовой Орхии со стороны матери.
Найдено четыре камня с такой тамга. 



 И вторая тамга:


Хисматуллин Газулла - дедушка Альберта (мужа Резеды) со стороны отца.
Третья тамга. Неизвестный род.



История

Previous post
Up