Click to view
Из покон веков стратегическое расположение крепости Нимрода заставляло империи воевать за владение этой высотой. От Саладина до Марка Твена - история одной крепости Израиля.
Самая древняя надпись, найденная в крепости Нимрод (араб. Калаат аль-Субейба), относится к февралю 1228 г. Эту дату и относят к началу его строительства. Руководил работами племянник Саладина Аль-Азиз Осман, в альтернативной версии второй сын Саладина. По еще одной версии замок был возведен правителем города Баниас Эльазизом Отаманом. Так или иначе все эти персонажи относились к айюбидам - средневековой мусульманской династии
ближневосточных правителей, соперники фатимидов и Зенгидов в исламском мире. А вот исследование др. Алона Маргалита, которое было опубликована пару лет назад, говорит о том, что, судя по характеру и форме строительства нижней части укреплений, следует говорить о замке, построенном еще в эллинистический период. Со слов археолога, катастрофические разрушения в замке имели место в 749 и 1209 г вследствие землетрясений. А вот реконструкция замка уже началась во времена айюбидов. В дальнейшем при захвате замка крестоносцами, мамлюками, османами крепость разрушалась, а затем вновь отстраивалась и расширялась.
Крестоносцы считали город Баниас, и саму крепость Субейба ключом от ворот Иерусалимского королевства. Именно поэтому, даже потеряв этот ключ, они не прекращали попыток вернуть его себе. Не менее важен о был для контролировавших Дамаск правителей. По сути это был некий мост между современной Сирией и Святой Землей. В 1238 г марсельский архиепископ пишет в своем дневнике, что от Дамаска до Цфата нет ни одного замка, кроме Субейбы.
Следует отметить немного ранее таким мостом считался брод Иакова, находящийся чуть более 40 км к югу от крепости Нимрода. Этот брод через реку Иордан был ключевой переправой на одной из главных дорог между Акрой и Дамаском, а также одним из самых безопасных бродов через реку и, в силу своего расположения и важности, он активно использовался как своеобразный мост между христианской и мусульманской цивилизациями. Дабы защитить Иерусалим от вторжения с севера король Балдуин IV решил простроить на этом месте оборонительную крепость. В свою очередь Саладин, прознав о строительстве и при этом не имея на тот момент возможности воспрепятствовать ему предложил Балдуину 60 000 динаров в обмен на прекращение строительства, после отказа, сумма выросла о 100 000 динаров, и снова получен отказ. В конечном счете в 1179 г Саладин послал к незаконченной крепости большую армию, которая разрушила планы Балдуина и саму крепость.
По некоторым источникам, в 12 веке крепость контролировали ассасины. Те самые ассасины, от слова хашишийа, то есть гашиш, чья история окутана легендами. Одна из них рассказывает про Старца Горы, духовного лидера исмаилитов в крепости. По некоторым сведениям, эта была другая крепость, что находилась ближе к городу Баниас и ниже крепости Нимрод. Старец добивался от ассасинов верности и готовности идти на смерть. Однажды он принимал у себя Ричарда Львиное Сердце, прибывшего на Святую Землю в ходе крестовых походов. На его глазах Старец приказал своим воинам совершать самоубийства, пока Ричард не взмолился, прося прекратить это безумие.
Впоследствии замок неоднократно переходил из рук в руки мусульман и христиан по результатам ожесточенных боёв. В 1260 г. Бейбарс укрепил его и добавил большие сторожевые башни. Крепость была передана в подчинение Билику, второму командиру Бейбарса, который позже был убит сыном Бейбарса.
После потери своего стратегического значения в 16 веке крепость Нимрод пришла в упадок и перешла в руки турков Османской Империи, которые переоборудовали ее в ВИП-тюрьму для османских дворян. В 18 веке крепость была разрушена землетрясением. И в таком виде предстала перед взором корреспондента калифорнийской газеты «Альта» Сэмюэля Клеменса в его очерках Простаки за границей, публиковавшихся под вседонимом Марком Твеном. К XIX в. крепость Нимрод находилась на территории, принадлежащей друзам, и была выкуплена позже по приказу барона Ротшильда.