Дзэн и искусство жить

Apr 29, 2015 05:43

Не секрет, что успех или неуспех какого-либо нашего предприятия зависит от двух основных факторов - внутреннего и внешнего. Что-то зависит от нас самих, а что-то - исключительно от внешних сил. Грубо говоря, если мы идем ловить рыбу, то от нас зависит все, что касается подготовки и выбора места для поклевки; но если вдруг в конечном итоге в том месте, куда мы пришли, рыбы не окажется (например, потому что вчера на заводе вверх по течению была авария, и все рыбы вымерли, а мы об этом несколько не в курсе), это от нас не зависит никак. Ты можешь быть умным, красивым, талантливым, ты можешь придумать гениальный проект - но, если он волею случая "не выстрелил", так и умрешь в бедности и безвестности, в то время как твой конкурент, оказавшийся в более удачное время в более удачном месте, успешно сорвет банк.

Иными словами, есть внешние факторы, которые ставят нам нашу сцену. И есть наша собственная сила воли и личности, наши личные ресурсы. Мы можем действовать только в пределах сцены - и, конечно, до определенной степени ее менять, настолько, насколько у нас на это есть силы и те же самые личные ресурсы, о которых я часто говорю. Если рассуждать в вакууме, в теории, то, конечно, почти каждую "сцену" можно изменить и почти в любой ситуации можно добиться нужного для тебя результата - вопрос лишь в том, сколько сил, энергии, ресурсов и средств для этого понадобится. Иногда затраты оказываются непосильными для человека - и именно тогда и возникает тот самый размытый "предел возможностей", который как бы есть, но его как бы нет.

Я очень люблю дзэн-буддизм за то, что он предлагает очень эффективную философию взаимодействия с этой моделью. Да, есть много разных внешних факторов, которыми мы не можем управлять, но мы можем выбирать из имеющегося на руках. Да, вроде как есть пределы возможного - но никто их в глаза не видел, и не факт, что то, что ты считаешь невозможным, таковым является. Если ты не боишься открыть глаза и ищешь крупицу истины даже в самых странных человеческих заблуждениях, ты будешь видеть больше возможностей и больше дверей из самой сложной ситуации. Бесполезно копировать за другими и искать утешения в мудрых книгах извне себя - найди точку опоры внутри самого себя и стань личностью, которая меняет мир.

Сила философии дзэн в том, что, если ты не идеален - это нормально. Бесполезно требовать от ребенка, который впервые взял в руки иглу, такого же мастерства, как от швеи с пятидесятилетним опытом работы, и если мы в чем-то напоминаем такого же ребенка - это нормально. Ошибаться - это нормально, поскольку на ранних этапах учебы невозможно не ошибаться. Делать глупости - это нормально: если нам нужно сейчас, на нашем этапе жизненного пути, получить этот опыт, значит, стоит сделать шаг вперед. Если пользоваться терминами вроде "кармы", я бы сказал, что это про проработку собственной кармы.

Вот что, пожалуй, действительно ненормально - это не делать выводов из полученного опыта. Это снова наступать на те же самые грабли, почесывая синяки от предыдущей попытки. Жизнь снова и снова подсовывает нам одни и те же уроки, пока мы наконец не усваиваем их в той или иной степени, и не получаем какое-то новое понимание жизни. Есть всего две причины, по которым я могу помешать кому-то зарабатывать новые шишки, и это первая из них: если человек уже получил этой проблемой по носу, особенно если получил неоднократно, и вместо того, чтобы осознать уже произошедшее с ним, снова безоглядно бросается в пропасть. Перед очередным шагом должно что-то измениться. Круг должен прерваться. Иначе все повторяется заново, уроки не усваиваются, и человек так ни к чему и не приходит.

Вторая причина, к слову, касается близких для меня людей: чем ближе человек, тем больше я могу сделать, вложить своей личной энергии и сил, чтобы поддержать, лечить и беречь, и в итоге, может быть, исчезнет необходимость наступать на грабли. Это чем-то похоже на чистку чужой кармы ценой своих усилий и ресурсов. Для этого нужно доверие и близость, нужны силы, нужна высокая степень моей осознанности, чтобы случайно не причинить вреда. Многое из того, что происходит на этом уровне, на самом деле, находится за пределами слов.

Если же говорить о моей любви к Карибской мифологии вообще и к лоа и ориша в частности, то для меня они, безусловно, во многом связаны с персонификацией тех самых внешних сил, которые находятся вне моего непосредственного управления. Но это, конечно, разговор отдельный и не менее сложный, чем разговор про дзэн в моей жизни.

личное, религия, дзэн

Previous post Next post
Up