Давно я уже перевёл главу XXV "Разрушительная магия" из фундаментального труда Рене Де Небески-Войковица "Оракулы и демоны Тибета: культ и иконография тибетских защитных божеств", но всё откладывал публикацию из-за собственного перфекционизма - хотелось снабдить текст комментариями и тщательно вычитать перевод. Но что-то руки до этого никак не доходят, и боюсь, что так и не дойдут. Посему публикую as is, можете даже стрелять в пианиста, всё равно он играть не умеет.
Почему и для чего я перевёл именно эту главу книги? Отвечу словами предисловия к одной книге по тибетскому буддизму: "В Россию тибетский буддизм пришёл несколько столетий назад и стал такой же неотъемлемой частью российской культуры, как православие и ислам. По этой причине изучение тибетского буддизма для нас - не дань моде, а насущная потребность самопознания и саморазвития."
Рене Де Небески-Войковиц (Rene De Nebesky-Wojkowitz)
Оракулы и демоны Тибета: культ и иконография тибетских защитных божеств (Oracles and Demons of Tibet: The Cult and Iconography of the Tibetan Protective Deities)
Глава XXV Разрушительная магия
Содействием дхармапал, особенно гневных и недружелюбных божеств, можно заручиться как для причинения вреда врагам буддийской религии и тибетского государства, так и для нанесения ущерба личным врагам. Sngags pa и маги "чёрного Бон" пользуются славой обладателей знаний "чёрной магии", считается, что они получают значительный доход от проведения обрядов для клиентов, желающих по тем или иным причинам неудачи или смерти врагу. Для выполнения этой задачи маг часто прежде всего пытается обнаружить, где пребывает так называемое bla - "душа" или "жизненная сила" - потенциальной жертвы. Прежде чем приступить к дальнейшему обсуждению обрядов, которые тибетские маги проводят для причинения вреда людям и их имуществу, мы должны пояснить некоторые детали предствлений о bla.
Предполагается, что bla человека, семьи или даже целого народа связано с определённым местом или существом. Место или существо, с которым связано bla, называется bla gnas. Если bla gnas будет уничтожено, существование индивида, от него зависящего, закончится, либо, по меньшей мере, окажется в смертельной опасности. В некоторых случаях bla gnas хорошо известно человеку, так как эта черта передаётся по наследству из поколения в поколение. Очевидным пережитком тотемистических верований является убеждённость многих тибетцев, что их bla gnas это определённое дерево (bla shing) или животное (bla sems can, сокращение от bla gnas kyi sems can). В этом случае человек воздерживается от рубки деревьев или убийства животных этого конкретного вида. Иногда, если человеку неведомо, где находится его bla gnas, средоточие его жизненной силы может быть определено астрологом. Пусть, например, астролог обнаружил, что одна из принадлежащих человеку лошадей является его bla gnas. Тогда ему рекомендуется держать эту лошадь отдельно от остальных, хорошо её кормить и следить, чтобы на неё не садился никто кроме него самого или священника.
Bla gnas kyi sems can - "животным жизненной силы" - правителя (rgyal po'i bla gnas) или благородного семейства обычно является тигр, лев, слон или медведь, тогда как простой народ почитает своими "животными жизненной силы" лошадей, мулов, овец, волов, яков и т. д. Распространённое предание гласит, что когда Ge sar сражался с правителем Sa tham, он вначале убил семь медведей (bla dred bdun), которые были bla gnas kyi sems can этого правителя, и тем вызвал гибель своего противника. Также в связи с историей о войне Ge sar с тремя царствами Hor ser, Hor dkar и Hor nag один из текстов упоминает "рыбу жизненной силы" (bla nya) этих трёх государств.
Очень часто к озеру относятся как к bla gnas, от которого зависит жизнь человека или даже целого народа. Так, например, одна легенда утверждает, что озеро Ямдок (Yar'brog mtsho) является "озером жизненной силы" (blamtsho) тибетского народа и его высыхание приведёт к гибеди всего населения Страны Снегов. Та же история рассказывает о Byang nam ru mtsho. Bla mtsho Бутана является Ka la mtsho недалеко от Дочена (rDo chen), на пути между Фари Дзонг и Гьянце, при этом соседнее Sras mtsho - "озеро жизненной силы" Сиккима. Bla mtsho всех Далай Лам это Chos 'khor rgyal mtsho, называемое обителью dPal ldan lha mo, находящееся на юго-востоке провинции Тагпо.
Также существует поверье, что горы могут быть средоточием "жизненной силы" человека; в этом случае тибетцы говорят о bla ri. Наиболее известная гора этого рода это Bya skya dkar po ri, которая лежит в предместьях Лхасы напротив lCags po ri, от которой она отделена рекой sKyid chu. Согласно легенде, последняя гора была bla ri царя Glang dar ma, непримиримого врага буддизма, и после его смерти Bya skya dkar po ri начала понемногу двигаться в сторону реки. Если бы не были приняти меры, гора в конце концов заблокировала бы течение реки и столица Тибета была бы разрушена колоссальным наводнением. Чтобы спасти город от этой угорозы, образ sGrol ma якобы мистическим образом возник на соседней lCags po ri, и считается, что эта фигура и ныне время от времени следит за движением горы напротив. Вдобавок, во время ежегодной великой молитвы (sMon lam chen po) ламы выполняют специальное "заклинание gtor ma" (gtor rgyab), призванное остановить движение этой горы, а в это время несколько пушек выстреливают в сторону bla ri Glang dar ma.
Bla ri всех древних dharmarajas (chos rgyal) Тибета считается гора, называемая lHa ri rtse lnga, примерно в полутора днях пути к юго-западу от Лхасы. Другие bla ri это две горы неподалёку от Лхасы, известные как Bum pa ri и dGe 'phel ri, о которых иногда отзываются, как о bla ri тибетского народа.
Не только люди, но и некоторые божества, считается, обладают собственными bla gnas, и соответственно тибетцы говорят о chos skyong gi bla gnas или srung ma'i bla gnas. Гора Jo mo sil, например, по их верованиям является bla gnas неизвестного члена группы bsTan ma [скорее всего богини rDo rje g.yar mo sil]. Эта гора лежит на расстоянии одного перехода к северо-востоку от Лхасы, и каждый год представителями правительства Тибета на неё возлагаются дары.
Некоторые простые предписания для нанесения ущерба распространены среди тибетцев. Эти практики не требуют специальной тренировки и могут быть выполнены каждым. Ниже приведём три примера:
Немного волос или обрезков ногтей потенциальной жертвы заворачиваются в клочок бумаги и тайком помещаются под пьедестал гневного божества в mgon khang монастыря. Тот, кто старается нанести ущерб, затем молит это божество причинить вред или даже убить жертву. Если же он не в состоянии спрятать свёрток в монастыре - священнослужители тщательно следят, чтобы подобные акты чёрной магии не проводились мирянами внутри храма - тогда бумага со всем содержимым должна быть спрятана в основании btsan khang, придорожной святыне, воздвигнутой в честь определённого местного btsan.
Тибетцами практикуется обычай, по которому имя и возраст человека, которому желается несчастье, пишется на кусочке бумаги вместе с вредоносными мантрами. Бумажка затем складывается и носится внутри ботинка под пяткой тем, кто совершает магическое действие.
Другим путём нанесения ущерба врагу, особенно модным среди женщин, является проклятие: женщина заклинает различные гневные божества и затем произносит имя жертвы, прося дхармапалу причинить вред или даже убить её личных врагов. Произнося проклятие, женщина вытряхивает свой фартук, хлопает в ладоши или бросает горсть земли за спину через плечо. Если же кого-то проклинает лама, он вытряхивает свою шапку в момент произнесения проклятия.
Более трудным методом убийства врага, якобы изначально практикуемым в "чёрном Бон", но ныне известным также среди священничества секты rNying ma pa, является приготовление так называемого ngan gtad. Прежде всего, обрезки ногтей или кусочек ношеной одежды должны быть тайно добыты у потенциальной жертвы, или, если это не представляется возможным, следует взять хотя бы землю из следов его ног. На бумаге рисуется круг и разделяется двумя линиями на четыре равных сектора. В центре круга набрасывается образ мужчины или женщины, представляющий жертву, руки и ноги которого изображаются скованными тяжёлыми цепями. Вокруг этой фигуры в круге записываются различные проклятия, такие как: srog gcod, "жизнь отсекается"; snying gcod, "сердце отсекается"; lus gcod, "тело отсекается"; dbang thang gcod, "сила отсекается", и mi rabs gcod, "родня отсекается"; последняя формула выражает, что все родственники жертвы также должны погибнуть. Затем по нескольку капель менструальной крови проститутки размазывается по каждому проклятию, волосы, ногти и т. д. жертвы кладутся на ранее нарисованную фигуру, а бумага складывается и заворачивается в плат ткани, пропитанный месячными проститутки. Далее свёрток помещается в правый рог дикого яка и к нему добавляются следующие вещи: немного крови мужчины, женщины, козла и собаки, щепотка земли с перекрёстка дорог, железные и медные опилки из кузницы, кусок верёвки - или иного подобного объекта - при помощи которой кем-нибудь было совершено самоубийство, кость, кожа или волосы женщины, умершей при родах, немного аконита, кусочек нижнего белья вдовы и немного родниковой воды. Наконец, один или два чёрных паука помещаются в тот же рог. Его отверстие плотно затыкается пробкой, сделанной из волос покойника. Пробка крест накрест обвязвается чёрной нитью, и несколько маленьких шипов, сделанных из дерева ядовитого колючего куста и заострённых с обоих концов, вставляется под нитку. Приготовленный таким образом рог называется ngan gtad. В течение всей операции маг должен соблюдать величайшую осторожность, чтобы ни один из предметов или субстанций, которые он помещает в рог, не соприкоснулся с его телом, иначе магия будет действовать также и против него. Потому он держит руки обёрнутыми кусками ткани до тех пор, пока рог не закрыт.
Завершив все вышеописанные операции, маг проводит ночной обряд "приглашения всех srung ma". Он кладёт три камня, взятых с кладбища или перекрёстка дорог, треугольником близко друг к другу, сверху он ставит железную миску, которую наполняет костями бедняков, добавляя землю из места, где люди погибали в битве, и почву с горы, населённой призраками. В центр миски он помещает ngan gtad. Вокруг камней и железной миски насыпается девять концентрических окружностей из земли, символизирующие девять горных цепей, а между ними наливается вода, олицетворяющая девять океанов, разделяющих горные цепи.
Затем маг призывает всех гневных srung ma прийти и помочь ему уничтожить врага и предлагает им возлияние крови (khrag gi gser skyems). В этом жертвоприношении может использоваться кровь овцы, яка или, лучше всего, курицы. Некогда для приготовления подобного gser skyems также искпользовалась и человеческая кровь.
В сумерках или на заре - считается, что эти времена наиболее предпочтительны для проведения магических обрядов - маг должен осторожно приблизиться к дому своей жертвы для того, чтобы спрятать в его основании ngan gtad. Рог должен быть положен под главную опору здания или, если это не представляется невозможным, закопан прямо под или рядом с одним из углов дома. Небольшая ямка, отрываемая с этой целью, должна иметь треугольную форму с основанием со стороны дома мага и остриём, направленным внутрь жилища недруга. Затем в ямку кладутся три камня, символизирующие три огромных каменных глыбы, и наливается вода, представляющая озеро. Наконец, в ямку вносится горящая головня, "чтобы выгнать всех preta, которые могут оказаться замурованными при засыпании ямы" - на удивление важное для успеха всего проводимого обряда действие. После укладывания рога между камнями, ямка немедленно закапывается, а земля притаптывается как можно сильнее. Сверху кладётся камень, на котором зажигается костёр, который оставляется немного погореть, а затем этот камень посыпается мукой из жареного ячменя.
После проведения обряда, совершавший все эти магические действия - а также тот, по чьему заказу был сделан ngan gtad, - должны прервать всякие связи с жертвой, даже не разговаривать с ним, а кроме того не входить в его дом. Предполагается, что через три месяца магия начнёт давать первые результаты. Поначалу разного рода несчастья будут случаться в семье жертвы, а в конечном счёте они приведут саму её и даже всё её семейство к гибели.
Может случиться, что после первых признаков неудачи человек, над чьим уничтожением поработали, заподозрит, что кто-то заложил рог в основание его дома. Вначале он постарается выяснить при помощи разного рода гаданий или получения совета оракула, действительно ли ngan gtad где-то спрятан и где именно это сделано. Если ему удалось это узнать, рог выкапывается и выбрасывается в реку, чего достаточно для разрушения всех его злых сил. Если же, тем не менее, гадание не принесло ожидаемого результата, нужно вызвать лам, чтобы предложить gdud из теста в качестве замены человека, чья жизнь оказалась в опасности. Glud и gtor ma должны быть зарыты под основание дома, чтобы противодействовать злому влиянию, исходящему от ngan gtad. Это противостоящее пожертвование называется gtad rul, "то что портит (ngan) gtad".
Также с целью причинения вреда и уничтожения тибетскими магами практикуются следующие методы:
Для насылания болезней на человека рисуется красная мандала в форме лунного серпа. Магу нужно написать на кусочке хлопковой ткани, взятой с тела человека, умершего от чумы, имя и происхождение человека, которому он намерен причинить вред. В качестве чернил он должен использовать менструальную кровь темнокожей девочки-брамина. Этот кусок ткани вносится в чёрный дым, в то время как вызываются гневные божества, а затем ткань кладётся на мандалу. Держа в руках phur bu, изготовленную из кости человека, умершего от чумы, волхователь должен произнести сто тысяч раз определённую мантру, а "зарядив" ткань разрушительной магией, он должен спрятать её в месте, куда жертва приходит спать.
Чтобы заставить человека страдать от обмороков, его имя и происхождение пишутся на куске хлопковой ткани или коры жидкостью, приготовленной из белого алоэ. Этот предмет затем держится в ядовитом дыму в то время как произносящий необходимую мантру маг берёт в руку phur bu, сделанный либо из особого дерева, называемого g.yer shing, или из древесины куркумы. Затем магический предмет прячется в месте, где по повериям обитают демоны 'byung po.
Для вызывания у человека безумия посреди большого леса белым и жёлтым цветами должна быть нарисована квадратная мандала. Далее из листьев и травы изготавливается фигура врага, которая вносится в дым от горящих листьев дурмана. После произнесения необходимой мантры сто тысяч раз - во время этой части обряда маг должен взять в руку магический кинжал, сделанный из кости брамина, и постоянно касаться им языка фигурки - этот вольт закапывается в месте, где обычно собираются дикие звери.
Следующий метод, как считается, очень быстро вызывает у человека безумие: на вершине горы маг рисует круговую мандалу белого цвета, в которую кладёт подобие потенциальной жертвы, изготовленное из ядовитых листьев ядовитого дерева. Затем на фигурке смолой белого сандалового дерева пишутся имя и происхождение этого человека. Затем фигурка держится в дыму от горящего человеческого жира, во время чего произносящий подходящую мантру маг берёт в правую руку магический кинжал, называемый rgyal rigs mchog phur, и касается им головы фигурки. Последняя после этого хранится в месте, где по поверьям живут демоницы ma mo.
Чтобы заставить человека страдать от идиотии, его имя и происхождение должны быть написаны окровавленными мозгами человека, умершего имбецилом, на куске бумаге или коры. Затем снова, так же, как это описывалось ранее, изготавливается вольт жертвы, маг, произнося разрушительную мантру, дотрагивается до её языка phur ba, сделанным из можжевельника или травы, называемой 'jag. Фигурка и кусок бумаги или коры после этого помещаются в место, где обитает sa bdag.
Магический способ насылания на человека хромоты: в месте, где растёт дерево с одной веткой - такое дерево напоминает костыль - рисуется чёрная треугольная мандала, а маг пишет на коже совы кровью ворона имя жертвы вместе с описанием, какого рода увечье ему угодно. Затем в кожу заворачиваются змея и ящерица, связанные друг с другом цветной ниткой, а свёрток окуривается костром из каменного угля. Соответствующая мантра повторяется сто тысяч раз магом, который одновременно должен держать phur bu, называемый dmangs rigs kyi mchog phur. Наконец, свёрток привязывается к дереву, растущему на кладбище, а если в это время подует сильный ветер, то это верный знак, что тот, кому, пожелали худого, скоро охромеет.
Чтобы вызвать падёж скота, название того рода животных, принадлежащих врагу, у которого маг желает вызвать болезнь, пишется кровью на коже, снятой с туши лошади хорошей породы; кровь, используемая в этом деле, берётся из тела овцы, коровы и т. д., сдохшей от болезни. Затем маг должен произнести определённое призывание, держа в руках phur bu, сделанный из кости брамина; наконец, кожа подбрасывается в загон для скота, принадлежащий недругу.
Если некто желает нанести ущерб запасам врага, должен быть проведён обряд, на котором произносятся злые мантры; для этого обряда требуются: phur bu длиной двенадцать дюймов, изготовленный из сандалового дерева или из можжевельника, чаша из черепа, наполненная предметами злого свойства, чёрное зерно и обрезки чёрного шёлка.
Некоторые тибетские маги также стараются получить власть над дикими птицами, особенно хищными, чтобы иметь возможность вызывать их (bya 'bod) и использовать по своему усмотрению, например посылать их как своих вестников или вредить с их помощью стадам овец, принадлежащим врагу. В определённых случаях маг или священник могут также попробовать вызвать грифов (bya rgod 'bod) посредством магии, чтобы они прилетели и быстро поглотили лежащий труп. Божествами, по поверьям посылающими грифов, являются пять крылатых дакиней, каждая из них сопровождается определённым видом грифов, хвост у которых имеет тот же цвет, что и тело соответствующей богини. Имена и распределение этих дакиней по сторонам света следующие:
Восток - rDo rje mkha' 'gro ma (белая), носит thu lu из морских раковин, имеет клюв и крылья из молний. Её сопровождает сто тысяч bya rgod thang dkar.
Юг - Rin chen mkha' 'gro ma (жёлтая), носит золотое thu lu, имеет клюв и крылья из драгоценных камней. Её сопровождает сто тысяч bya rgod thang ser.
Запад - Padma mkha' 'gro ma (красная), носит thu lu из коралов, имеет "лотосовый клюв" и "лотосовые крылья". Её сопровождает сто тысяч bya rgod thang dmar.
Север - Las kyi mkha' 'gro ma (зелёная), носит thu lu из бирюзы, имеет клюв и крылья из перекрещённых молний. Её сопровождает сто тысяч bya rgod thang ljang.
Центр - Sangs rgyas mkha' 'gro ma (синяя), носит thu lu из камня mu men. Её клюв и крылья называются 'khor lo'i mchu dang gshog pa. Её сопровождает сто тысяч bya rgod thang nag.
Вызывающий грифов должен, помимо обращения к вышеописанным богиням, нарисовать фигуры грифов на пяти чёрных камнях. Затем каждый камень нужно сделать магически действенным путём произнесения над ним следующей мантры: om nag po lhab lhab, nag po lheb lheb, nag po thib thib, om garuda sarva dakini, samaya ja hum bam ho.
Более сложным, чем описанные выше обряды, является тантрический ритуал, созданный для того, чтобы побудить четырёхрукого Mahakala убить недруга. Священник, проводящий обряд, должен быть одет в чёрную шапку и чёрные одежды. Перво-наперво он вешает наряд из кожи, снятой с трупа, а под ним ставит стол, покрытый либо человеческой кожей, либо шкурой тигра. На стол он кладёт три камня, распологая их в виде треугольника. В центре этого треугольника и в четырёх местах вокруг него священник должен написать магические формулы кровью, вытертой с меча, а на камни он ставит миску, в которой лежат пять кучек чёрного зерна, смешанного с кровью.
Перед столом он ставит небольшую платформу в форме неправильного треугольника с основанием, направленным на север; стороны треугольника должны иметь форму языков пламени. В центре треугольника должна быть нарисована фигура, представляющая человека, который должен быть убит, а сверху рисунка ставится большой железный сосуд. Он содержит большой gtor ma, который готовится размалыванием пяти различных видов зерна и последующим смешниванием получившейся муки; этой смеси должно быть отмеряно не меньше пяти bre. Кровь и обуглившееся дерево, взятое из погребального костра, добавляются к муке, пока цвет массы не станет блестяще красным. Из этого теста лепится трёхвершинный gtor ma. Вокруг него выкладываются куски пирожных из чёрного зерна, различные лекарства, зерно, цветы, фрукты, куски индийских пирожных, называемых la du, редиски, луковицы, головки чеснока, "три белых" и "три сладких вещества", человеческая плоть и разносортное мясо, дурно пахнущая еда и свежесваренное пиво. Всё это кладётся или наливается в железный сосуд, пока он не будет наполнен до краёв, после чего вокруг него развешиваются куски чёрного шёлка и свежие кишки. К востоку от большого gtor ma ставится малый, посвящённый всем дхармапалам. Перед столом маг должен вырыть треугольную - или близкой к треугольной форме - яму, стороны которой имеют вид языков пламени, а в центр её он должен поместить фигурку, сделанную из земли, взятой из следов ног врага. В угол треугольника, направленный на запад, он кладёт "череп дурного свойства", наполненный сухим веществом, приготовленным путём смешивания чёрной и белой горчицы с порошком, полученным перемалыванием лекарственного растения, называемого thang khrom (также thang phrom), железными и медными опилками и каменной пылью. В угол, указывающий на восток, должен быть установлен рог рыжего вола, наполненный сырым веществом, состоящих из различной крови и ядов. Наконец, в место к северо-западу от большого gtor ma маг ставит большой сосуд, наполненный мясом и другими видами пищи, а к северо-востоку от главного gtor ma он ставит чашу из черепа, наполненную пивом, кровью и другими напитками.
Когда все эти приготовления окончены, должна быть произнесена определённая мантра, чтобы Mahakala отведал даров и выполнил разные задачи, которые священник затем перечисляет.
Также lCam sring (Beg rtse) и его спутники относятся к божествам, чьей помощью можно заручиться для целей "чёрной магии". Основным источником по этому вопросу считается тантрический труд dMar po khrag mda' 'phen, цитируемый в отрывках в одном из доступных текстов. Солгасно этому источнику, священник, старающийся снискать поддержки lCam sring должен прежде всего медитировать посреди кладбища, которое лежит в месте где встречаются три горы и три реки. Потом он должен отдельно медитировать на yab (т.е. lCam sring) в месте, где скала формой напоминает свирепого Yama или подобна силуэту бросающегося льва, где река разбивается о скалы и где слышны голоса сов и других ночных птиц. Чтобы медитировать на yum (т.е. gDong dmar ma), священник должен прийти на кладбище, расположенное между тремя горами, на которых обитают ma mo. Все эти места, где можно быстро вызвать появление божеств.
Если, однако, медитация в указанных местах не принесла ожидаемых результатов, нужно медитировать либо на кладбище, либо в пещере, которые "привлекают ум". Здесь должна быть разлита вода, смешанная с кровью рыжего пса, а над образовавшейся лужей рассыпан красный порошок; затем это место представляется "кожаным зАмком", принадлежащим Srog bdag dmar po. Затем 29 числа любого месяца - если этот день выпадает на вторник или четверг - должны быть выставлены расписаный свиток или изваяние, изображающие свой yi dam, и картину, на которой нарисованы yaksas в свите lCam sring. Рядом должны быть разложены "сокровища", нарисованные или вылепленные из теста: рыжый конь, коричневый як, рыжый козёл, рыжый пёс и чёрная овца. Далее "мантра жизни" lCam sring должна быть написана на листке китайской бумаги золотом либо кровью, которая была вытерта с клинка меча. Вокруг мантры пишется следующая надпись: "Пребудь в этом вместилище и будь моим хранителем! Защити меня, преданного тебе, мою семью, моё состояние и мой дом. Прокляни тех, кто отобрал их и верни это имущество мне!" Бумага с надписью обвязывается красной нитью, после чего разные травы, лекарства, драгоценные камни и шелка кладутся в красный плат ткани и заворачиваются в небольшой свёрток.
Следующий этап - подготовка "внутреннего сокровища": трёхузловой кусок бамбука наполняется лекарствами и драгоценными камнями и украшается перьями "кладбищенских птиц" и сов. Потом слог pra пишется кровью с меча вместе с разными проклятьями на наконечнике стрелы, изготовленном из стали меча. Под наконечником повязывается длинная лента красной ткани - на ней золотым пишется мантра жизни yab - вместе с лентой чёрной ткани с написанной золотыми буквами мантрой жизни yum.
Сокровище, предназначенное yum, это восемь phur bu сандалового дерева, длинных, в палец толщиной и обёрнутых чёрным шёлком. В качестве подношения las mkham готовится phur bu из красной меди, обвязанный тканью с рукояти меча.
Чтобы приготовить "тайное сокровище", нужно взять трубку из ростка дикого бамбука с девятью узлами. В трубку вставляется отрез ткани, на котором пишется мантра жизни божества. Затем контейнер закрывается вставкой с обоих концов куски сандалового дерева, формой напоминающие половинки ваджры.
Когда выполнены все эти приготовления, священник берёт целую шкуру рыжего козла и многократно пишет на ней кровью, вытертой с меча, или китайскими чернилами мантру lCam sring вместе с упомянутыми ранее взываниями и проклятьями.
Затем должно быть приготовлено вместилище (иначе говоря, подношение) тела (sku'i rten). На плате ткани, которой ранее накрывали труп, кровью с меча рисуется фигура lCam sring. Также для ритуала в качестве вместилища речи (gsung gi rten) должна быть подготовлена тантрическая книга об этом дхармапале. Вместилищем ума (thugs kyi rten) является "камень жизни" (bla rdo) lCam sring; это, судя по всему, камень, который взят с горы, считающейся bla ri этого дхармапалы.
Кроме того, нужно приобрести у мясника сердца рыжего козла и чёрной овцы. Затем мантры yab и yum пишутся золотом или кровью с меча на двух листах бумаги, которые после вкладываются в сердца вместе с лекарствами, благовониями, драгоценными камнями и кусками шёлка.
Перед всеми этими предметами священник должен поставить на скамью металический сосуд, предпочтительно медную чашу, в который он кладёт треугольный gtor ma, вылепленный из ячменной муки, смешанной с кровью и вином. Это gtor ma - посвящённый самому lCam sring - должен быть не больше, чем с локоть, но и не меньше, чем с пядь. Слева и справа ставятся ещё два gtor ma, посвящённые yum и las mkhan. Вокруг этих трёх gtor ma должны быть разложены восемь островерхих треугольных gtor ma - подношения "восьми оруженосцам" (gri thogs brgyad) - и двадцать один малый gtor ma той же формы, посвящённые "двадцати одному мяснику" (bshan pa nyi shu rtsa gcig). Gtor ma должны быть окружены mtheb kyu, направленными наружу. Другие подношения, раскладываемые рядом это разная зелень, редис, лук, чеснок, нефильтрованная рисовая брага ('bras chen) и тибетский хлеб (khur ba). Если под рукой есть стрела для предсказаний, называемая в этом случае rten gyi mda', её нужно воткнуть в главный gtor ma, привязав к древку tsakali (небольшой рисунок) lCam sring. Перед gtor ma ставятся сосуды с вином и кровью для питья божествами, цветы, состоящие из органов тела, человеческая плоть, козлиный жир, благовоние gu gul, а также лампа на человеческом жире, сосуд с сильнопахнущей жидкостью, приготовленной из желчи, несколько bshos - белых и красных - для демонов btsan, барабан из черепа, труба из берцовой кости и другие подобные инструменты. Кроме того, должны быть выставлены разного рода подношения, настоящие и символические, т.е. нарисованные или вылепленные из ячменного теста, и немедленно перед руководящим обрядом священником должно быть положено "внутреннее подношение", а именно ваджра, колокольчик и damaru.
Чтобы убить мужчину, нужно после этого медитировать на самого lCam sring, тогда как медитация на шакти позволит убить женщину. Медитируя на yab, следует представлять lCam sring в форме дикого btsan на коне; медитируя на Srog bdag dmar po, нужно представлять его оседлавшим козла, тогда как "министр" при медитации на его образ представляется пешим. Согласно цитируемому здесь источнику, с связи с медитацией следует выполнить следующие действия: вытрясывание целой шкуры любого животного порождает разные галлюцинации (cho 'phrul), которые будут беспокоить недруга, а во время дутья в бамбуковую трубу враг заболевает. Также следует разбросать семена кунжута в качестве вредоносного zor.
Вышеуказанная тантра считается "книгой сокровищ" (gter ma), которая была обнаружена acarya Nyi 'od grags pa в месте, называемом Bam so dmar po. Нашедший тантру после ознакомления с её содержимым и выполнения соответствующих медитаций обрёл способность убивать всех своих врагов. Позднее его духовный наследник Zla ba nag po, которого здесь называют его "сыном" (sras), разозлившись на врагов, вызвал их смерть при помощи этого текста. Также духовный наследник последнего волхва, известный под именем Gaya dhara или Acarya dmar po вызвал - при помощи этой тантры - смерть всех своих врагов после трёх дней медитации. От этих волхвов наставление переходило Bla ma gnyen, Marpa lotsava и т. д. вместе с объяснением, как медитировать только на lCam sring или только на его шакти gDong dmar ma, на yab вместе с его свитой или совместно на lCam sring, gDong dmar ma и Srog bdad dmar po.
Даже правительство Тибета не пренебрегает обращениями за помощью к обрядам чёрной магии в надежде таким образом заручиться поддержкой тибетских защитных божеств в борьбе против внешних и внутренних врагов. Так, устное предание гласит, что когда-то тибетские войска использовали магическое колесо в качестве оружие на войне. Колесо было известно как Ral gri'i 'phrul 'khor. Его спицами были восемь мечей, острия и части клинков которых выступали из-за обода. После зарядки волшебными силами колесо направлялось на марширующие вражеские колонны. Легенда утверждает, что колесо вращаясь летело вдоль колонн, рубя мечами солдат. Потери, причиняемые Ral gri'i 'phrul 'khor, говорят, были, однако, столь высоки, что власти Страны Снегов запретили его дальнейшее использование и даже приказали сжечь все книги, содержащие наставления по изготовлению этого колеса.
Магический инструмент тибетского правительства, применяемый до настоящего времени, - это так называемый gShin rje't rang thag, "мельница gshin rje". Эта магическая мельница хранится в mKhar rdo dgon pa, монастыре ордена dGe lugs pa неподалёку от Лхасы. Она состоит из двух жерновов. Нижний жёрнов жёстко зафиксирован, а верхний может поворачиваться при помощи ручки. На поверхности верхнего камня выбиты могущественные мантры. gShin rje'i rang thag служит в качестве инструмента убийства вождей противоборствующей стороны и может поворачиваться только обученным высокопоставленным священником, специально назначенным властями. В начальной стадии этого действа священник должен сконцентрировать свои мысли на нескольких зёрнышках белой горчицы, в которые он старается переместить "жизненную сущность" (srog snying) неприятелей. Как только тайный знак покажет, что эта процедура завершилась успешно, он должен положить зёрна между жерновами и перетирать их, распевая мантры. Традиция утверждает, что поворачивание gShin rje'i rang thag - процесс, опасный даже для того, кто держит мельницу, а несколько священников, выполнявших эту задачу, вскоре после этого умерли.
Тщательно разработанным и редко выполняемым обрядом для предотвращения смертельной угрозы тибетскому государству и буддийской религии является так называемый bTsan mdos gling bzhi (cho ga), установка "btsan нитяных крестов четырёх континентов". Исполнять обряд bTsan mdos gling bzhi особенно эффективным способом - как показал многовековой опыт - особенность известного монастыря Самйе, хотя распространённость знания об этом ритуале не ограничивается монахами из религиозных кругов.
Обряд начинается с установки четырёх сложных нитяных крестов примерно восемнадцати футов высотой, одинаковых по форме, но разнящихся преобладающим цветом, так как каждый из них соответствует одному из четырёх мифических континентов индо-буддийской космографии. Так, белый нитяной крест соответствует восточному континенту Purvavideha, цветом которого считается белый, синий mdos связан с синим, южным континентом Jambudvipa и т. д. Эти четыре нитяные креста устанавливаются в одном из основных просторных помещений монастыря - главным образом, внутри высокого и большого актового зала - каждый покоится на громадном квадратном основании со сторонами длиной девять футов. Эти пьедесталы полые, и прежде чем начнётся главная часть обряда, они наполняются следующими вещами: черепами, костями, плотью и кровью различных животных, особенно сов и воронов, также черепами, или хотя бы любыми костями, людей благородного происхождения и черепами самых что ни на есть простолюдинов, свежей кровью сильного здорового юноши, убитого в битве, вагиной особенно отъявленной проститутки, разными инструментами и оружием, которым были убиты люди, мочками ушей, кончиками носов, бровями, сердцами и губами или языками людей, встретивших насильственную смерть, а также черепом и берцовой костью человека, умершего от ужасной продолжительной болезни. Вдобавок кладутся: земля со ста восьми разных кладбищ, вода ста восьми родников, листья и ветки различных деревьев, зерно, ткани и шелка из царской сокровищницы (rgyal po'i bang mdzod kyi 'bru sna gos sna dar sna) - последние три категории обеспечиваются сокровищницей Правительства Тибета - нижнее бельё, волосы и менструационная кровь проституток, громадные куски пяти разных металлов, землю из мест, считающихся обителью призраков, различные лекарственные коренья, листья и травы, а также череп, плоть, кровь и кость восьмилетнего ребёнка. Наконец, фигурки, изображающие ведущих лиц противника, на которого направлен обряд, тоже кладутся в пьедесталы.
По завершении всех этих приготовлений - занимающих продолжительное время, так как часто оказывается затруднительно достать некоторые из вышеперечисленных вещей - хорошо обученный лама приглашается для руководства основной частью обряда. Он проводит семь дней в медитации, упрашивая одного из божеств иерархии yi dam послать армию демонов btsan против врагов тибетского государства. В добавок к этому, священники монастыря в то же время днём и ночью проводят различные обряды, а также читают особую книгу о церемонии bTsan mdos gling bzhi, дабы ублажить божеств, к которым лично обращается главный лама.
В последний день нитевые кресты и их пьедесталы разбираются на несколько частей и убираются из зала. Позднее они устанавливаются снова снаружи монастыря, в месте, лежащим в направлении, где живёт противник, а затем сжигаются в благоприятное время, определённое при помощи астрологической книги.
Во времена тринадцатого Далай-Ламы обряд bTsan mdos gling bzhi, говорят, исполнялся под руководством обученного настотятеля монастыря Миндолинг в качестве меры противодействия правительства Тибета военным действиям непальцев, которые тогда по всем признакам готовили вооружённое вторжение в Тибет. Как утверждают тибетцы, в тот самый день, когда были сожжены четыре нитяных креста, ужасное землятрясение потрясло Непальскую Долину, сея панику и беспорядок. Неделю спустя Главнокомандующий непальской армией - чья фигурка была среди прочих положена внутрь основания mdos - внезапно умер, после чего непальцы оставили свои планы вторжения. Также в 1950, когда китайские войска начали оккупацию тибетских территорий, был снова проведён обряд bTsan mdos gling bzhi, но на этот раз с неутешительным для тибетцев результатом.
Продолжение здесь:
http://lord-trux.livejournal.com/73310.html