Существование этой ленты грозило мне смертью от безудержного истечения слюной: экранизация рассказа "Патриотизм" Юкио Мисимы, автор сценария и режиссёр - Юкио Мисима, в главной роли - Юкио Мисима, композитор - Рихард Вагнер. К тому же фильм чёрно-белый и немой, что делает его просто запредельно "тру". И вот, наконец, мне удалось приобщиться к сему творению...
К сожалению, ни о какой реценизии не может быть и речи - статус фильма в моих глазах до просмотра полностью исключает какую-либо объективность. Что поделать, я просто обязан впадать в экстаз от подобных "cult-as-shit" вещей, noblesse oblige... Тем более, по сценарию главный герой - лейтенант, что даёт мне дополнительные возможности для проекций :-)
Это вторая лента о сэппуку, которую я видел. Первой было видео с японской школьницей в матроске, созданное великим уничтожителем мозга Merzbow. И, надо сказать, несмотря на некоторую затянутость этой работы в eroguro-эстетике, она всё же оставила приятное впечатление. Но то Merzbow, хоть он и бесспорный талант, Мисима всё же величина совсем другого масштаба.
И не зря он дал ленте подназвание: "Ритуал Любви и Смерти". Если мы вспомним хотя бы Фрезера, ритуал представится нам повторением некоторого архетипического сюжета, точнее даже не повторением, но очередным проявлением определённой метафизической идеи. И в выборе музыкального сопровождения автор безошибочно обращается к "Тристану и Изольде" Вагнера, в своё время небезуспешно пытавшегося ухватить тот же архетип за бороду. Тем сильнее оказывается ритуальность запечатлённого в кинокартине действа, если вспомнить, что исполнитель главной роли в конце концов сам совершит сэппуку, причём почти по тем же причинам, что и герой "Патриотизма" - провал военного переворота. Однако, в действительности из ритуала окажется исключённой Любовь - жена Мисимы не стала его кайсяку и не последовала за ним - в ритуале осталась только Смерть.
Примечательно, что в фильме мы ни разу не видим глаза главного героя. Он смотрит в глаза смерти и мы, зрители, не имеем права на его взгляд. На него имеет права лишь его возлюбленная жена, которая видит лицо смерти в глазах своего мужа, и это не оставляет ей возможности оставаться вживых. Вообще, иногда кажется, что жена на самом деле и есть центральный персонаж произведения. Но это лишь мимолётное ощущение - на самом деле автор просто показал гармонично сплетённые Женственное и Мужественное перед лицом Смерти.
Самый заметный недостаток ленты - длинные рукописные пояснения к происходящему. По-моему, лучше было бы непонятно (тем несчастным, кто не читал "Патриотизм"), но зато эстетика осталась бы неосквернённой.