Позвоните родителям. По вашей квартире в ЕГРН нет данных. Что делать?
Mar 23, 2020 14:24
Оказывается, наше государство может «забыть», что ваша бабушка не просто так живет в квартире - а это ее квартира. Параллельно государство будет продолжать регулярно присылать платежку за ЖКХ, в ней указывать правильное имя, получать оплату от бабушки - и ничем не смущаться. Как так? Я знатно повозился: только из Росреестра с 5 специалистами пообщался. Если вы попали в аналогичную ситуацию, конечно, нет смысла повторять мой квест. Потому написал подробный текст. Как самостоятельно решить проблему, затратив минимум усилий.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. «Ранее возникшее право». Что это за проблема? 2. Что государство думает про проблему 3. Почему стоит заняться этим сейчас 4. Как узнать, касается ли вас проблема 5. Вы удостоверились, у вас проблема есть. Как ее решить? 6. Нотариус 7. Какой-то из документов утерян. Что делать? 8. Правоустанавливающий документ не просто утерян. За давностью лет вы даже и не знаете, какой нужен. Что делать? 9. Где получить архивную копию 10. Где получить Дубликат 11. Как задать вопрос специалисту Росреестра 12. Суд
1. «РАНЕЕ ВОЗНИКШЕЕ ПРАВО». ЧТО ЭТО ЗА ПРОБЛЕМА?
С 2017 года по закону «единственным доказательством» что у нас существует право на наши квартиры является запись на сайте РосРеестра (I). Эксперты пишут, что почти 15% квартир в Москве имеют вместо записи на сайте пустоту, собственником не указан никто (II). Основная причина - это так называемое «Ранее возникшее право». Речь о людях - наших с вами бабушках (дедушках / родителях) - у которых право собственности на квартиру возникло до 31 января 1998 года. Ранее того, как был создан Росреестр. Многие привыкли к различным бумажным свидетельствам: да, раньше ими можно было пользоваться, и никакой проблемы не было - сейчас же перестали быть действительны.
Ссылки: I. Публикация на официальном сайте Росреестра. Процитированные слова - не только из публикации, но и из закона. См. пункт 5, статья 1 Федерального закона № 218 от 13.07.2015.
Если очень коротко. Официальная позиция сводится к тому, что вам нужно во второй раз отнести документы государству. Поверьте, тут без вариантов, вы это непременно сделаете.
Если подробнее. Да, ваша бабушка (дедушка) уже ходили в ведомство, которое в их время занималась регистрацией. И такое греет бескомпромиссное сердце бюрократа. Но в Росреестр же не ходили - он еще не существовал - значит в нем данных нет. Потому пока вашей бабушке «замораживают» права распоряжения и (частично) пользования квартирой.
В общем, вам нужно - вы и суетитесь. Что мешает специалистам Росреестра самим сходить к коллегам-чиновникам, забрать необходимое? Ответ спрятан в закромах души бюрократии - но больна она глубока и темна, я ответа не нашел.
Если с нюансами и с ссылками. С одной стороны, Росреестр успокаивает. Общий посыл многочисленных пресс-релизов: - никто квартиру отбирать не будет; - права на нее остаются за вашей бабушкой; - Причем, даже если потеряны бумажные документы конца прошлого века (см. 7 пункт).
Также заявляют, что процедура «регистрации ранее возникших прав на недвижимость … не является обязательной».
Но есть и другая сторона, практическая. Росреестр в тоже самое время подчеркивает, что пока вы им не принесете документы - вы ничего не сможете сделать с квартирой. Если захотите продать / наследовать / зарегистрировать в квартире родственника / подарить / что угодно - в начале по-любому понадобится зарегистрировать ранее возникшие право.
Ссылка: Одно из официальных заявлений Росреестра, по-моему самое подробное. Это еще человеческим языком написано. Так-то они разъясняют закон: пункты 1-3, статьи 69, Федерального закона № 218 от 13.07.2015.
3. ПОЧЕМУ СТОИТ ЗАНЯТЬСЯ ЭТИМ СЕЙЧАС
Чем раньше займетесь - тем больше возможностей, что сможете решить проблему быстро, без обращения в суд. Особенно, если какой-то из ключевых документов - за давностью лет - потерян. Не хочу о плохом, но все же, коронавирус добавил актуальности. Если рассчитываете отложить до момента, когда будете вступать в наследство - вам параллельно ко всей нагрузке придется озаботиться походами в суд.
Глянуть в «Справочная информация» (картинка «Права и ограничения») Там смотрите раздел «Права и ограничения». Если пусто - у вас проблема.
Если какая-то абракадабра из букв и цифр - значит собственник у квартиры есть.
Чтобы узнать, кто именно, понадобиться второй способ.
б) Вся информация, но платно и подождать (300 рублей, пару дней).
Вам нужно: «Получение сведений ЕГРН». (см. зеленое справа). В полученной пдфке смотрите 2 страницу. Имена собственников будет в Раздел 2, Сведения о зарегистрированных правах. Если «Раздела 2» нет, а в конце 1 страницы «Особые отметки: Сведения необходимые для заполнения раздела 2 отсутствуют» - это та самая пустота, про которую текст.
5. ВЫ УДОСТОВЕРИЛИСЬ, У ВАС ПРОБЛЕМА ЕСТЬ. КАК ЕЕ РЕШИТЬ?
Росреестру нужно два ключевых документа на квартиру: Правоустанавливающий и Правоподтверждающий. Смутно себе представляете, что это за документы такие? Гляньте миниликбез.
ПравоУстанавливающий - это документ про событие, после которого ваша бабушка стала собственником. Например, отдала кому-то деньги, а взамен получила квартиру. Такой документ может называться «Договор купли-продажи», «Справка ЖСК о выплате пая», «Договор инвестирования» и т. п. Все виды документов не перечислю, их много разных, как и жизненных ситуаций: юристы выделяют пару десятков правоустанавливающих документов. Главное - принцип. Такой документ позволяет установить, что у вашей бабушки возникло право.
ПравоПодтверждающий документ ваша бабушка получала после. Он означает, что государство право на квартиру зарегистрировало и подтверждает. И бабушка могла показывать этот документ разным инстанциям: чтобы получать льготы по квартплате, быть в суде и т. п.
Подать - в Москве можно через МФЦ.
Росреестр просит себе оригиналы и копии: чтобы на оригиналы посмотреть и отослать вам обратно, а копию правоустанавливающего - положить себе в архив.
Само собой, сюда - и далее всюду - стоит носить: - все паспорта (ваш, и всех собственников квартиры); - нотариальную доверенность (см след. пункт); - Если бабушка меняла паспорт - из-за возраста, смены фамилии и т. п. - то может быть тут понадобиться справка о предыдущем паспорте. Такая справка точно понадобиться в пункте 9 - а тут, может и не понадобиться, бывает по-разному; - Госпошлина составит 2000 рублей. В МФЦ можно на месте оплатить.
Вообще, если оба ключевых документа у вас в порядке - нет поводов для беспокойства. Даже если в МФЦ «что-что не донесете» - через две недели вам Росреестр ответит, укажет, что именно. И даст на это 3 месяца (называется, «приостановка регистрационного действия»). Госпошлину еще раз платить не понадобиться.
Не ваша же бабушка будет по чиновникам бегать? Слова «Доверенность. Ранее возникшее право. Росреестр» - совершенно понятные для нотариусов. К последним бабушку тоже можно не гонять: в сумме доверенность + «вызвать нотариуса на дом» обойдется в 1650 рублей или меньше (льготы). Единственное, вызвать к себе можно только ближайшего к дому: у них между собой все территории поделены.
Кстати. Если беспокоитесь за сохранность стареньких, потрепанных документов. У нотариуса сразу же можно и заверить копии. Например, потому, что в МФЦ у вас оригиналы заберут (потом обязаны вернуть, да).
7. КАКОЙ-ТО ИЗ ДОКУМЕНТОВ УТЕРЯН. ЧТО ДЕЛАТЬ?
Всего есть три варианта: А) Получить архивную копию; Б) Получить взамен Дубликат; В) Пойти в суд. Судебное решение может заменить любой документ.
Любой из первых двух вариантов может не сработать: в архиве может ничего не сохраниться; структура, к которой направитесь за дубликатом - уже не существовать. Но лучше начать поиски с архива.
C одной стороны, их собственный регламент ясно указывает одинаково принимать и архивную копию, и дубликат. Но, с другой стороны, на практике специалисты Росреестра лукавят. Я спросил пятерых - даже на прямой вопрос ответ не дают. Про архивную копию бодро отвечали, что примут. А про дубликат - мялись, уводили глаза: «Вы в начале пришлите, а мы будем разбираться ...». Предположу, опасаются клонов-полных тезок. И поддельных «дубликатов». В 90-е же в документах часто даже паспортные данные не писали.
Что это значит? Думаю, при любом сомнении могут вам отказать. Просто им так комфортнее. Пошлют в суд, пусть суд ломает голову над вашим сложным случаем. Если примет решение в вашу пользу - тогда да, судебное решение беспрекословно примут как правоустанавливающий документ.
Полное название их регламента: Приложение 2 к приказу Управления Федеральной регистрационной службы по Москве от 29 марта 2007 года N 54 «Об утверждении порядка приема документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и примерных перечней документов, представляемых на государственную регистрацию»
8. ПРАВОУСТАНАВЛИВАЮЩИЙ ДОКУМЕНТ НЕ ПРОСТО УТЕРЯН. ЗА ДАВНОСТЬЮ ЛЕТ ВЫ ДАЖЕ И НЕ ЗНАЕТЕ, КАКОЙ НУЖЕН. ЧТО ДЕЛАТЬ?
Ответ найдете в «расширенной справки» ДГИ. Ее получают в МФЦ.
Полное название: Расширенная справка о зарегистрированных по состоянию на 31 января 1998 года правах на объект жилищного фонда.
В Москве не важно, куда бабушка ходила регистрировать. Все в свой архив забрал ДГИ. То есть идите в МФЦ.
Нюанс. ДГИ хочет информацию о паспорте бабушки, действовавшим на дату получения квартиры. Вам может повести: тогда справку о ранее действовавшем паспорте клерк МФЦ при вас и распечатает. Но скорее всего - будьте готовы, что вас пошлют в МФЦ по месту регистрации бабушки.
Как мне объяснили, горвласти относительно недавно начали оцифровывать старые паспорта, почти все до сих пор хранится на бумажных карточках. Ради этой заветной карточки - вас и пошлют. При этом:
а) честно скажут, что информация про предыдущий паспорт есть на последней странице действующего паспорта, но «ДГИ этого не достаточно».
б) Когда спишут все с пресловутой карточки, получится один в один, как и на последней странице действующего паспорта. Ровным счетом ни-ка-кой иной информации. Но зато на бумажке с заголовком «Справка» ;).
Дубликат, взамен утерянного оригинала, - можно получить только в той организации, которая выдавала оригинал.
Если вам понадобиться разобраться, чем Подлинник отличаются от Дубликата и Копии (а также от Дублетного документа и Заверенной копии) - мне помогли две ссылки: первая и вторая.
11. КАК ЗАДАТЬ ВОПРОС СПЕЦИАЛИСТУ РОСРЕЕСТРА
Кстати, к ним просто придти. В Москве для каждого административного округа есть свой отдел Росреестра. Там ни записываться, ни искать кабинеты не надо. Сразу на входе несколько окошек. В половине сидят «старшие специалисты» - чтобы каждому на вопросы отвечать (никаких документов не спрашивают и т.п.).
12. СУД
Я до него не дошел. Нюансы про размер госпошлины, подводные камни искового заявления - с этим ничем не столкнулся. Надеюсь, текст и вам поможет не дойти).
P.S. Спасибо Владимиру Рязанскому, который год назад статьей о проблеме поднял шумиху. Во-первых, мне помогло). Во-вторых, ручеек обращений, судя по-всему, встряхнул Росреестр. Некоторых нелепых административных преград, о которых написано в статье, уже нет. Наоборот: когда приходишь подавать документы в МФЦ, там уже даже в соответствующем заявлении «Ранее возникшее право» на самом видном месте.