Позвоните родителям. По вашей квартире в ЕГРН нет данных. Что делать?

Mar 23, 2020 14:24


Оказывается, наше государство может «забыть», что ваша бабушка не просто так живет в квартире - а это ее квартира. Параллельно государство будет продолжать регулярно присылать платежку за ЖКХ, в ней указывать правильное имя, получать оплату от бабушки - и ничем не смущаться. Как так? Я знатно повозился: только из Росреестра с 5 специалистами пообщался. Если вы попали в аналогичную ситуацию, конечно, нет смысла повторять мой квест. Потому написал подробный текст. Как самостоятельно решить проблему, затратив минимум усилий.



СОДЕРЖАНИЕ:

1. «Ранее возникшее право». Что это за проблема?
2. Что государство думает про проблему
3. Почему стоит заняться этим сейчас
4. Как узнать, касается ли вас проблема
5. Вы удостоверились, у вас проблема есть. Как ее решить?
6. Нотариус
7. Какой-то из документов утерян. Что делать?
8. Правоустанавливающий документ не просто утерян. За давностью лет вы даже и не знаете, какой нужен. Что делать?
9. Где получить архивную копию
10. Где получить Дубликат
11. Как задать вопрос специалисту Росреестра
12. Суд



1. «РАНЕЕ ВОЗНИКШЕЕ ПРАВО». ЧТО ЭТО ЗА ПРОБЛЕМА?

С 2017 года по закону «единственным доказательством» что у нас существует право на наши квартиры является запись на сайте РосРеестра (I). Эксперты пишут, что почти 15% квартир в Москве имеют вместо записи на сайте пустоту, собственником не указан никто (II). Основная причина - это так называемое «Ранее возникшее право». Речь о людях - наших с вами бабушках (дедушках / родителях) - у которых право собственности на квартиру возникло до 31 января 1998 года. Ранее того, как был создан Росреестр. Многие привыкли к различным бумажным свидетельствам: да, раньше ими можно было пользоваться, и никакой проблемы не было - сейчас же перестали быть действительны.

Ссылки:  
I. Публикация на официальном сайте Росреестра. Процитированные слова - не только из публикации, но и из закона. См. пункт 5, статья 1 Федерального закона № 218 от 13.07.2015.

II. Статья Собдома.РФ: «Важно! Нет данных в ЕГРН по квартире? Исправьте это срочно!»

2. ЧТО ГОСУДАРСТВО ДУМАЕТ ПРО ПРОБЛЕМУ

Если очень коротко.  
Официальная позиция сводится к тому, что вам нужно во второй раз отнести документы государству. Поверьте, тут без вариантов, вы это непременно сделаете.

Если подробнее.   
Да, ваша бабушка (дедушка) уже ходили в ведомство, которое в их время занималась регистрацией. И такое греет бескомпромиссное сердце бюрократа. Но в Росреестр же не ходили - он еще не существовал - значит в нем данных нет. Потому пока вашей бабушке «замораживают» права распоряжения и (частично) пользования квартирой.

В общем, вам нужно - вы и суетитесь. Что мешает специалистам Росреестра самим сходить к коллегам-чиновникам, забрать необходимое? Ответ спрятан в закромах души бюрократии - но больна она глубока и темна, я ответа не нашел.

Если с нюансами и с ссылками.
С одной стороны, Росреестр успокаивает. Общий посыл многочисленных пресс-релизов:   
- никто квартиру отбирать не будет;
- права на нее остаются за вашей бабушкой;
- Причем, даже если потеряны бумажные документы конца прошлого века (см. 7 пункт).

Также заявляют, что процедура «регистрации ранее возникших прав на недвижимость … не является обязательной».

Но есть и другая сторона, практическая. Росреестр в тоже самое время подчеркивает, что пока вы им не принесете документы - вы ничего не сможете сделать с квартирой. Если захотите продать / наследовать / зарегистрировать в квартире родственника / подарить / что угодно - в начале по-любому понадобится зарегистрировать ранее возникшие право.

Ссылка: Одно из официальных заявлений Росреестра, по-моему самое подробное. Это еще человеческим языком написано. Так-то они разъясняют закон: пункты 1-3, статьи 69, Федерального закона № 218 от 13.07.2015.

3. ПОЧЕМУ СТОИТ ЗАНЯТЬСЯ ЭТИМ СЕЙЧАС

Чем раньше займетесь - тем больше возможностей, что сможете решить проблему быстро, без обращения в суд. Особенно, если какой-то из ключевых документов - за давностью лет - потерян. Не хочу о плохом, но все же, коронавирус добавил актуальности. Если рассчитываете отложить до момента, когда будете вступать в наследство - вам параллельно ко всей нагрузке придется озаботиться походами в суд.

Если опасаетесь, что мошенники могут воспользуются пустотой в Росреестре - например, после чтения новостей вроде «Федеральная нотариальная палата: за год совершается от 7 до 20 тыс. мошеннических сделок с недвижимостью» - то вас убеждать читать дальше точно не надо).

4. КАК УЗНАТЬ, КАСАЕТСЯ ЛИ ВАС ПРОБЛЕМА

Проверить на сайте Росреестра. Есть два способа:

а) Бесплатно и сразу, но не все.

Глянуть в «Справочная информация» (картинка «Права и ограничения»)  Там смотрите раздел «Права и ограничения». Если пусто - у вас проблема.



Если какая-то абракадабра из букв и цифр - значит собственник у квартиры есть.



Чтобы узнать, кто именно, понадобиться второй способ.

б) Вся информация, но платно и подождать (300 рублей, пару дней).

Вам нужно: «Получение сведений ЕГРН». (см. зеленое справа).  В полученной пдфке смотрите 2 страницу. Имена собственников будет в Раздел 2, Сведения о зарегистрированных правах. Если «Раздела 2» нет, а в конце 1 страницы «Особые отметки: Сведения необходимые для заполнения раздела 2 отсутствуют» - это та самая пустота, про которую текст.

5. ВЫ УДОСТОВЕРИЛИСЬ, У ВАС ПРОБЛЕМА ЕСТЬ. КАК ЕЕ РЕШИТЬ?

Росреестру нужно два ключевых документа на квартиру: Правоустанавливающий и Правоподтверждающий. Смутно себе представляете, что это за документы такие? Гляньте миниликбез.

[Миниликбез (кликните, если нужно посмотреть)]Миниликбез

ПравоУстанавливающий - это документ про событие, после которого ваша бабушка стала собственником. Например, отдала кому-то деньги, а взамен получила квартиру. Такой документ может называться «Договор купли-продажи», «Справка ЖСК о выплате пая», «Договор инвестирования» и т. п. Все виды документов не перечислю, их много разных, как и жизненных ситуаций: юристы выделяют пару десятков правоустанавливающих документов. Главное - принцип. Такой документ позволяет установить, что у вашей бабушки возникло право.

ПравоПодтверждающий документ ваша бабушка получала после. Он означает, что государство право на квартиру зарегистрировало и подтверждает. И бабушка могла показывать этот документ разным инстанциям: чтобы получать льготы по квартплате, быть в суде и т. п.


Подать - в Москве можно через МФЦ.

Росреестр просит себе оригиналы и копии: чтобы на оригиналы посмотреть и отослать вам обратно, а копию правоустанавливающего - положить себе в архив.

Само собой, сюда - и далее всюду - стоит носить:  
- все паспорта (ваш, и всех собственников квартиры);
- нотариальную доверенность (см след. пункт);  
- Если бабушка меняла паспорт - из-за возраста, смены фамилии и т. п. - то может быть тут понадобиться справка о предыдущем паспорте. Такая справка точно понадобиться в пункте 9 - а тут, может и не понадобиться, бывает по-разному;  
- Госпошлина составит 2000 рублей. В МФЦ можно на месте оплатить.

Вообще, если оба ключевых документа у вас в порядке - нет поводов для беспокойства. Даже если в МФЦ «что-что не донесете» - через две недели вам Росреестр ответит, укажет, что именно. И даст на это 3 месяца (называется, «приостановка регистрационного действия»). Госпошлину еще раз платить не понадобиться.

Ссылка: Сайт Мэра Москвы mos.ru.

6. НОТАРИУС

Не ваша же бабушка будет по чиновникам бегать? Слова «Доверенность. Ранее возникшее право. Росреестр» - совершенно понятные для нотариусов. К последним бабушку тоже можно не гонять: в сумме доверенность + «вызвать нотариуса на дом» обойдется в 1650 рублей или меньше (льготы). Единственное, вызвать к себе можно только ближайшего к дому: у них между собой все территории поделены.

Кстати. Если беспокоитесь за сохранность стареньких, потрепанных документов. У нотариуса сразу же можно и заверить копии. Например, потому, что в МФЦ у вас оригиналы заберут (потом обязаны вернуть, да).

7. КАКОЙ-ТО ИЗ ДОКУМЕНТОВ УТЕРЯН. ЧТО ДЕЛАТЬ?

Всего есть три варианта:
А) Получить архивную копию;
Б) Получить взамен Дубликат;   
В) Пойти в суд. Судебное решение может заменить любой документ.

Любой из первых двух вариантов может не сработать: в архиве может ничего не сохраниться; структура, к которой направитесь за дубликатом - уже не существовать. Но лучше начать поиски с архива.

[Почему лучше начать с архива?]Почему лучше начать с архива?

C одной стороны, их собственный регламент ясно указывает одинаково принимать и архивную копию, и дубликат. Но, с другой стороны, на практике специалисты Росреестра лукавят. Я спросил пятерых - даже на прямой вопрос ответ не дают. Про архивную копию бодро отвечали, что примут. А про дубликат - мялись, уводили глаза: «Вы в начале пришлите, а мы будем разбираться ...». Предположу, опасаются клонов-полных тезок. И поддельных «дубликатов». В 90-е же в документах часто даже паспортные данные не писали.

Что это значит? Думаю, при любом сомнении могут вам отказать. Просто им так комфортнее. Пошлют в суд, пусть суд ломает голову над вашим сложным случаем. Если примет решение в вашу пользу - тогда да, судебное решение беспрекословно примут как правоустанавливающий документ.  


Полное название их регламента: Приложение 2 к приказу Управления Федеральной регистрационной службы по Москве от 29 марта 2007 года N 54 «Об утверждении порядка приема документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и примерных перечней документов, представляемых на государственную регистрацию»

8. ПРАВОУСТАНАВЛИВАЮЩИЙ ДОКУМЕНТ НЕ ПРОСТО УТЕРЯН. ЗА ДАВНОСТЬЮ ЛЕТ ВЫ ДАЖЕ И НЕ ЗНАЕТЕ, КАКОЙ НУЖЕН. ЧТО ДЕЛАТЬ?

Ответ найдете в «расширенной справки» ДГИ. Ее получают в МФЦ.

Полное название: Расширенная справка о зарегистрированных по состоянию на 31 января 1998 года правах на объект жилищного фонда.

Ссылка: Сайт Мэра Москвы mos.ru.

9. ГДЕ ПОЛУЧИТЬ АРХИВНУЮ КОПИЮ

В Москве не важно, куда бабушка ходила регистрировать. Все в свой архив забрал ДГИ. То есть идите в МФЦ.

Нюанс. ДГИ хочет информацию о паспорте бабушки, действовавшим на дату получения квартиры. Вам может повести: тогда справку о ранее действовавшем паспорте клерк МФЦ при вас и распечатает. Но скорее всего - будьте готовы, что вас пошлют в МФЦ по месту регистрации бабушки.

[ Выдохнете и отнеситесь к этому философски) ]Выдохнете и отнеситесь к этому философски)

Как мне объяснили, горвласти относительно недавно начали оцифровывать старые паспорта, почти все до сих пор хранится на бумажных карточках. Ради этой заветной карточки - вас и пошлют. При этом:

а) честно скажут, что информация про предыдущий паспорт есть на последней странице действующего паспорта, но «ДГИ этого не достаточно».

б) Когда спишут все с пресловутой карточки, получится один в один, как и на последней странице действующего паспорта. Ровным счетом ни-ка-кой иной информации. Но зато на бумажке с заголовком «Справка» ;).


Ссылка: Сайт Мэра Москвы mos.ru.

10. ГДЕ ПОЛУЧИТЬ ДУБЛИКАТ

Дубликат, взамен утерянного оригинала, - можно получить только в той организации, которая выдавала оригинал.

Если вам понадобиться разобраться, чем Подлинник отличаются от Дубликата и Копии (а также от Дублетного документа и Заверенной копии) - мне помогли две ссылки: первая и вторая.

11. КАК ЗАДАТЬ ВОПРОС СПЕЦИАЛИСТУ РОСРЕЕСТРА

Кстати, к ним просто придти. В Москве для каждого административного округа есть свой отдел Росреестра. Там ни записываться, ни искать кабинеты не надо. Сразу на входе несколько окошек. В половине сидят «старшие специалисты» - чтобы каждому на вопросы отвечать (никаких документов не спрашивают и т.п.).

12. СУД

Я до него не дошел. Нюансы про размер госпошлины, подводные камни искового заявления - с этим ничем не столкнулся. Надеюсь, текст и вам поможет не дойти).

P.S. Спасибо Владимиру Рязанскому, который год назад статьей о проблеме  поднял шумиху. Во-первых, мне помогло). Во-вторых, ручеек обращений, судя по-всему, встряхнул Росреестр. Некоторых нелепых административных преград, о которых написано в статье, уже нет. Наоборот: когда приходишь подавать документы в МФЦ, там уже даже в соответствующем заявлении «Ранее возникшее право» на самом видном месте.

Автор: Сергей Решетин.

Ранее возникшее право

Previous post
Up