Про кризис в Греции

Jul 13, 2015 14:59



Похоже, 90% моих френдов не понимают, почему СМИ так носятся с Грецией («Какое нам до нее дело»?). А дело в том, что у них происходит ровно то, что в России происходило в 90ые. И, к сожалению, скорее всего снова произойдет у нас через пару лет, если цена на нефть вдруг не отскочит обратно (а с чего бы ей?). Это ситуация долговой ловушки. Если коротко, суть вот в чем. У государства не хватает денег и чтобы заткнуть дыру в бюджете оно прибегает ко внешним заимствованиям. Кредиты дают не просто так, а вместе с требованием масштабных реформ экономики, которую эту экономику ухудшают (Кредиторы не плохие и не хорошие - они просто блюдут свои интересы, а на интересы бедного государства и чужого общества им плевать). В итоге, когда приходит время кредит отдавать, государство обнаруживает, что дыра в бюджете увеличилась - и вынужденно просить еще больший кредит. Получается замкнутый круг.

Нам в нулевые повезло. Взлетела цена на углеводороды, государство неожиданно получило мешок денег и смогло расплатиться с кредиторами, а мы все - забыть о 90х.

А в Греции нефти нет. Зато есть новое правительство, которое попыталось этот круг разорвать. Что в итоге произошло вчера-сегодня с Грецией - одной карикатурой объясняет гениальный Карлос Латуфф.

В чем был план нового греческого правительства все эти полгода, что СМИ постоянно писали о «сложных переговорах»? Уже не важно. Греки пережили полный провал.

Почему греческое правительство пережило фиаско? Илья Матвеев, который годами пристально следил за ситуацией в Греции, считает, что «Сириза», сформировавшее Правительство в Греции, состояло из романтиков, которые слишком поверили в силу Демократии. Придя к власти на честных выборах, одержав сокрушительную победу на национальном референдуме неделю назад, они ожидали, что это впечатлит евробюрократов. Может быть. Так или иначе, евробюрократы не впечатлились и сломали греков через колено.

Лично для меня единственный вопрос, который терзал весь понедельник - утреннее заявление главы Правительства Греции Ципраса. Списание части долга, отказ от приватизации, среднесрочное финансирование… В итогом тексте соглашения об этом ни слова - что он, черт подери, нес перед журналистами? Он и его партия несколько месяцев назад смогли убедить греков в реалистичности их предвыборной программы, радикально отличающейся от всего того, что делали греческие политики последние лет двадцать. А в итоге, в ночь с воскресенья на понедельник приняли соглашение, которое один в один полностью противоположно их идеалам и программе. Совершили политическое самоубийство.

Весь день у меня была надежда, что Ципрас после 17-ти часов финального раунда переговоров не банально помутнел рассудком, что все-таки греческому Правительству удалось в последний момент хоть что-то выбить для своей страны. Но, похоже, это просто не хочет успокаиваться романтик во мне.
Previous post Next post
Up