Германские легкие крейсера

Mar 26, 2008 16:43

Раз сегодня такой боевой день выдался - танки, бомбардировщики, огнеметы, амбулансы - продолжу классификацию кайзеровского флота.
Предыдущие посты:
Броненосные крейсера
Большие бронепалубные крейсера

Сегодня - бронепалубные крейсера второго ранга, они же малые, они же легкие крейсера.




Родоначальниками этого класса кораблей были 10 крейсеров типа Gazelle, строившиеся с 1897 по 1904 год.
S.M.S. Gazelle, Niobe, Nymphe, Thetis, Ariadne, Amazone, Medusa, Frauenlob (на снимке), Arcona, Udine имели водоизмещение 2643 тонны. Головной корабль оснащался двухвальными машинами с котлами тройного расширения мощностью 6 тысяч л. с., остальные имели двигательную установку аналогичного типа, но увеличенной мощности - 8 тысяч л. с. Максимальная скорость составляла от 20,2 до 22,2 узла. Корабли несли десять 105-мм орудий и три 450-мм торпедных аппарата.



Следующие семь крейсеров - S.M.S Bremen (на снимке), Hamburg, Berlin, Lubeck, Munchen, Leipzig, Danzig - строились с 1902 по 1907 год. При идентичном вооружении имели большее  водоизмещение (3278 т) и машины повышенной мощности (10-10,5 тысяч л. с.). На S.M.S. Lubeck была установлена паровая турбина. Во время Первой мировой войны он и его систершип S.M.S. Bremen были перевооружены - вместо четырех 105-мм орудий они получили два 150-миллиметровых.


Характеристики крейсеров типа Bremen

Следующая серия состояла из четырех кораблей - S.M.S Königsberg , Nürnberg (на снимке ниже), Stuttgart, Stettin. Строились с января 1905 по февраль 1908 года. В дополнении к десяти 105-мм пушкам они получили восемь 57-мм. Количество торпедных аппаратов было сокращено до двух. Водоизмещение - 3390 т. Благодаря мощным машинам (13.000 л. с., на S.M.S. Stettin - паровая турбина, 13.500 л. с.) они развивали высокую скорость - 23-24 узла.


Первые два корабля этого типа погибли в начале войны, другие два побывали при Ютланде и дожили до окончания войны. S.M.S Stuttgart в 1918 году переоборудовали в транспорт гидросамолетов, оставив только четыре 105-мм орудия:


Stettin и Stuttgart были проданы на слом в 1921 году.

Четвертый тип крейсеров - S.M.S. Dresden и S.M.S. Emden. Первый был построен в Гамбурге (1908), второй - в Данциге (1909). Водоизмещением по сравнению с предыдущим типом увеличилось - до 3664 т, а силовые установки у них были разные: S.M.S. Emden был оснащен традиционной паровой машиной мощностью 13.500 л. с., S.M.S. Dresden - паротурбинным двигателем мощностью 15.000 л. с. Оба входили в состав Восточно-Азиатской эскадры.


Emden погиб в бою с австралийским крейсером HMAS Sydney 9 ноября 1914 года, его систершип был затоплен в марте 1915-го после боя с британскими крейсерами (см. фото)



Характеристики крейсера Dresden

Пятый по счету тип - четыре корабля: S.M.S Kolberg, Mainz, Cöln, Augsburg, законченные постройкой в 1909-1911 гг. Они сильно отличались от предшественников - были больше (4362 т), мощнее (паротурбинные двигательные установки, 19.000 л. с.), быстрее (максимальная скорость - 25,5 узла) и несли уже не 10, а 12 орудий калибра 105 мм.


S.M.S. Augsburg (на снимке) и S.M.S. Kolberg в конце Первой мировой войны были оснащены парой 88-мм зенитных пушек и оборудованием для постановки 100 мин. Другие два крейсера погибли в битве при Гельголанде 28 августа 1914 года.

Шестой тип крейсеров - S.M.S Magdeburg (на снимке), Breslau, Strassburg, Stralsund (постройка закончена в 1912 году) были еще мощнее. Их паровые турбины развивали мощность 25 тысяч л. с., а скорость на испытаниях превышала 28 узлов. Они также имели броневой пояс толщиной от 12,5 до 57 мм. Калибр их торпедных аппаратов был увеличен до 500 мм. При этом водоизмещение было лишь ненамного больше, чем у предыдущего типа - 4480 т.


Magdeburg погиб в самом начале войны на Балтике - 26 августа он попал на мель у Оденсхольмского маяка, а при попытке сняться с мели были замечен и расстрелян главным калибром русских крейсеров "Богатырь" и "Паллада".


Его знаменитый систершип Breslau, осенью 1914 года переданный Турции вместе с экипажем и переименованный в "Мидилли", в январе 1918-го после боя с британскими кораблями у входа в Дарданеллы подорвался на минах и затонул со всем экипажем. К тому времени он имел новое вооружение - семь 150-мм орудий.


Аналогичное перевооружение прошли в 1917-18 гг. Strassburg (на снимке вверху) и Stralsund, ветеран битвы при Доггер-банке.
В дополнение к новому главному калибру они получили по две 88-мм зенитных пушки. После войны первый был передан Италии (дожил до Второй мировой, затонул во время авианалета), второй - Франции (продан на слом в 1933 году).
Характеристики S.M.S. Breslau

Седьмой и последний на сегодняшний день тип крейсеров - S.M.S. Karlsruhe (на самом первом снимке) и S.M.S. Roctock, заложенные в 1911-м и вошедшие в состав флота в 1914-м. Фактически это увеличенная модификация предыдущего типа (4900 т) с турбинами адмиралтейского типа (26.000 л. с.). На испытаниях оба показали высокую скорость - около 29 узлов.
Karlsruhe взорвался близ острова Барбадос 4 ноября 1914 года. Причина взрыва до сих пор не выяснена. Rostock (на снимке внизу) пережил Доггер-банку и погиб в Ютландском сражении.


Продолжение когда-нибудь следует

xix, navy, 1900s, 10s

Previous post Next post
Up