Пар победил электричество: 13 апреля 1902 года паромобиль Oeuf de Pâques ("Пасхальное яйцо") конструкции Леона Серполле побил мировой рекорд скорости,
установленный Камилем Женатци на электромобиле "Всегда недовольная" тремя годами раньше.
Паромобиль, которым управлял сам Серполле, развил на Английской набережной в Ницце небывалую скорость: 120 км/ч! Рекорд продержался четыре года, до знаменитого заезда
паромобиля Stanley Rocket.
Леон Серполле родился в Кюло в 1858 году. В начале 1880-х годов он начал искать промышленное применение новому типу парового двигателя, который разработал его младший брат Анри (замечу, что строительство паромобилей - очень "братский" бизнес - вспомним братьев Стэнли и братьев Добл).
В 1886 году в XVIII округе Парижа начало работу "Общество моторов братьев Серполле и Ко". Мастерские, принадлежавшие этому обществу, выпускали самодвижущиеся экипажи на паровом ходу - сперва трехолесные (как на снимке вверху, на котором Серполле запечатлен вместе с его британским коллегой Эрнестом Арчдиконом), а затем и четырехколесные.
Четырехцилиндровые двигатели устанавливались в задней части машины.
Леон Серполле ежедневно ездил по Парижу на паромобиле - один или с супругой:
Он поставлял двигатели другим предприятиям. Так, некий Пежо, фабрикант велосипедов, использовал паровые машины Серполле при постройке своих первых автомобилей. Этими же машинами оснащались парижские паровые трамваи и автобусы:
Однако большинство фабрикантов предпочитало двигатели внутреннего сгорания, а поездки по Парижу были недостаточно убедительной рекламой парового двигателя. Серполле понял, что привлечь внимание к его имени может рекорд скорости.
В начале 1902 года он построил первый спортивный паромобиль:
Затем на машину был установлен обтекаемый кузов:
Так появилось "Пасхальное яйцо". Этот паромобиль и побил рекорд Женатци:
Интересно, куда спрятали трубки, которые вначале украшали носовую часть машины?
После рекордного пробега по Ницце Серполле продолжал строить пассажирские паромобили (с 1903 - под маркой Gardner-Serpollet). На снимке - реплика дубль-фаэтона этой марки.
В то же время он не оставлял попыток улучшить собственное достижение. Только в 1903 году он испытал два гоночных паромобиля - La Baleine (вверху), и еще один, с кузовом принципиально иной конструкции (внизу). Было ли имя собственное у второй машины, я не знаю.
Однако эти машины не повторили успех "Пасхального яйца". В 1907 году конструктор, веривший в силу пара, скончался. Сразу после его смерти закрылась мастерская паровых двигателей. Анри Серполле пережил брата на восемь лет.
Автомобили Серполле сохранились в музеях Франции и США. В 2002 году, к столетию рекорда, была построена реплика "Пасхального яйца". Но в том, что эту реплику приводит в действие паровая машина, я совсем не уверен.