О французском аэродинамическом стиле в автомобилестроении я обещал рассказать давно - и все как-то руки не доходили. Хотя и материалы искать не требовалось, и сама по себе тема интересная. Красивая тема!
В межвоенной Франции не было недостатка в инженерах-новаторах. Кроме того, любая заинтересованная французская фирма могла за сходную цену приобрести
патент Ярая. Однако внедрение аэродинамики в автомобильную промышленность произошло там совсем иначе, нежели в соседней Германии. И, надо сказать, успешней, чем у соседей.
Знакомясь со списком французских автомобильных компаний начала 30-х годов, невольно станавливаешь внимание на Avions Voisin. Предприятие, основанное известным авиатором и авиаконструктором, просто обязано было стать пионером аэродинамического стиля.
Компания Габриеля Вуазена выпускала дорогие и технически совершенные машины, которые и сегодня вызывают восхищение. Но назвать аэродинамической вот эту модель - С22 образца 1931 года - никак нельзя.
Однако в 1934 году Вуазен представил публике концепт-кар Aerodyne, послуживший прототипом для двух моделей:
С27 Aerosport
и С28 Ambassade.
Эти машины никто не продувал в аэродинамической трубе. А если бы они прошли такую процедуру, то я вовсе не уверен в том, что их коэффициент сопротивления оказался бы намного ниже, чем у "конвенциональных" автомобилей того же периода. Хотя надо признать, что выглядели С27 и С28 более чем эффектно. Выпускались они малыми сериями, а финансовое положение самого Вуазена ухудшилось до такой степени, что во второй половине 30-х годов он был вынужден отказаться от закупки бесклапанных двигателей Knight и передать контроль над компанией группе инвесторов. По заказу этих инвесторов был разработан последний "настоящий" Voisin -
модель С30 (1938), которую один французский критик назвал "бездушной".
Настоящим пионером аэродинамики стала компания Peugeot. Ее руководители, присмотревшись к американской новинке -
Chrysler Airflow, решили, что французам такая машина понравится. И дали команду построить автомобиль, очень похожий на детище Карла Бреера. Причем источник вдохновения и не думали держать в секрете - напротив, во всеуслышание говорили, что новая модель 402 создана по образу и подобию каплевидного "американца".
Peugeot 402 был впервые показан на Парижском автосалоне 1935 года - вместе с революционным
Maybach SW 35. Но если германский автомобиль, построенный по принципам Ярая, был доступен лишь очень богатым покупателям и выпускался очень ограниченной серией, то французский семейный седан оказался по карману (и по нраву!) буржуа средней руки. Хотя выглядел даже более авангардно, чем его американский прообраз - одни фары за передней решеткой чего стоят!
В 1936 году мэтр Андро изготовил для 402-й модели совершенно фантастический кузов (
другие фотографии этого кузова - здесь). Но о его запуске в серию не было и речи. Зато аэродинамические Peugeot Eclipse с кузовами кабриолет и фаэтон быстро завоевали популярность:
У спортивного варианта - 402 Darl'mat Pourtout - был другой кузов, также аэродинамический, но более традиционный:
Вслед за 402-й моделью появилась более компактная и дешевая 302-я. А в 1938-м началось производство малогабаритной 202-й модели - очевидно, в ответ на итальянскую экспансию. В отличие от
Fiat Topolino/Simca 5, маленькая обтекаемая машина была укомплектована вполне "взрослым" двигателем объемом 1200 куб. см.
Кстати, в том же 1938 году Peugeot 402 стали оснащать дизельным двигателем. Это был второй дизельный легковой автомобиль в мире - первенство принадлежит Mercedes Benz 170/230D. Но 402-я модель войдет в историю как первый в Европе и в мире полноразмерный аэродинамический автмобиль, принятый публикой.
Производство этого семейства автомобилей продолжалось до 1949 года (легковой Peugeot 402 прекратили выпускать еще в 1942-м, но выпуск полугрузовиков и различного спецтранспорта на его базе закончился только после войны - так же, как и маленькой 202-й модели).
Несколько лет назад компания Peugeot представила концепт-кар 4002. Не нужно долго гадать, какому историческому автомобилю отдавали дань уважения дизайнеры:
И напоследок - еще об одном серийном французском аэродинамическом автомобиле.
Это Panhard X77 Dynamic образца 1937 года. Шестиместный седан, у которого руль располагался точно по центру. Удобно ли было водителю управлять машиной, сидя между двумя пассажирами, не было ли у него проблем с обзором? Судя по документальному фильму, который я видел года два назад, решение не идеальное. Но автомобиль безусловно интересный и величественный.
Все картинки кликабельны!
Продолжение следует