Эпиграфом к этим заметкам могли бы послужить слова Хабиба Ивановича Заклепко, специалиста по всем вопросам и корифея всех наук: "Если ты живешь в стеклянном доме - подумай над тем, как уменьшить площадь остекления".
Речь, как вы уже поняли, о рецензиях. И не о положительных (при всей нашей признательности их авторам). Рецензии - они разные бывают. Мы их по мере сил отслеживаем и складываем на полочку, то есть в Фейсбук. Так уж получилось - у меня Фейсбука нет, а у книги есть. От имени соавтора говорить не буду, поделюсь чисто субъективным мнением: нет ничего смешней, чем сочинитель, молниеносно прибегающий к рецензенту и размахивающий виртуальными руками - мол, вы все неправильно поняли, и сам я не такой.
Если тебя не поняли - в подавляющем большинстве случаев ты же и виноват. Если читатель равнодушно пролистал ту главу, в которой содержались какие-то важные с твоей точки зрения факты и/или объяснения - не стоит сердиться на читателя. Если ты придумал сложную конструкцию со множеством противовесов - не надо удивляться, когда кому-либо эта конструкция покажется неочевидной.
С другой стороны, незачем трепыхаться, когда читатель даже самую первую страницу пробегает "по диагонали", отчего все дальнейшее предстает перед ним в искаженном свете. Или когда человек, вообще не читавший книгу, берется растолковывать другим ее содержание. Ну что тут говорить, чем размахивать?
Сегодня утром нам попался на глаза просто
восхитительный отзыв, заслуживающий того, чтобы привести его полностью.
Приличненько. Скучненько. Основная фантастика - роковая любовь двух существ с темпераментом счетоводов и интересами завсегдатаев форумов в интернете. Бытописание хоть и навязчиво, но забавно, если знать разницу между Хамбером и Боргвардом. Главные герои скуловоротно беспроблемны, им никогда не пришло бы в голову нагнуться за монеткой на мостовой, они идеально-нереальны, не имеют ни собственного цвета, ни вкуса, ни запаха, кроме того, что они потребляют (беспрерывно) в процессе повествования. "Женская" часть повествования - ужасна. Мужская - забавна как подшивка рекламных буклетов, найденых на чердаке. Интрига - интересна, но вянет к середине книги. Видно - где писано с вдохновением, а где - потому что надо было написать.
Что ж, начнем со счетоводов. Опыт близкого соседства с бухгалтерией на двух совершенно разных работах дал мне устойчивое представление о счетоводах как о существах темпераментных и порой даже непредсказуемых. Это ли имел в виду рецензент? Сомневаюсь.
Интересы завсегдатаев форумов в Интернете? Видели мы этих завсегдатаев. Вряд ли в круг их интересов входит наследие придворного архитектора барона фон Хазенауэра, симфонии Густава Малера, живопись Ренуара и Сарджента, а также "окопная поэзия" времен Великой войны. То ли дело устройство вспомогательного шарнира какого-нибудь лианометателя!
Оставим в стороне навязчиво-забавное бытописание и сразу перейдем к скуловоротно-беспроблемным главным героям. Надо полагать, что у человека, в юности угодившего в тюрьму, в зрелом возрасте вылетевшего с любимой работы, да еще мучимого ложными воспоминаниями, нет никаких проблем. Как и у нашей главной героини, которая постоянно чувствует себя чужой, посторонней, бессмысленной - и все попытки стать "такой, как все" приносят еще большее разочарование.
"Они потребляют". Ужас какой! Сам рецензент, очевидно, живет в пещере и питается сухими акридами и диким медом. Кстати, меня весьма забавляет раздражение (выплеснувшееся в других отзывах) подбором платьев и туфелек. Вот если бы героиня выбирала себе базуку - другое дело! А меня, например, не на шутку раздражают многословные описания тех же базук в произведениях, именуемых повестями и романами. В общем, понятно, почему на обложках уже добрых лет 60 появляются атлеты и красавицы, чей костюм состоит из портупеи, пулеметных лент и кобуры. Никакой иной одежды у них просто быть не должно.
И насчет вдохновения. Как давным-давно заметил поэт, оно не продается. Но можно рукопись продать, хотя это совсем не просто.
Впрочем, достаточно. Будем работать дальше. Следите за объявлениями.