Реакционер номер один (Приложение I) Пролог Рационализм Интермедия Империя
Давайте подведем итоги.
Возможно, архитектура Италии времен Муссолини многим показалась недостаточно "фашистской" - то есть не столь уж мрачной, тяжеловесной и помпезной. "Исторический стиль" так и не взял верх над модернизмом, коринфский и дорический ордер не нанесли поражения простым и чистым формам, а Большой совет партии не принимал постановления, бичующие формализм в искусстве. В стране победившего футуризма нашлось место разным стилям. Правда, места было не так уж много, и архитекторам порой приходилось отталкивать друг друга от кормушки, прибегая и к политическому давлению. Однако власть соблюдала демонстративный нейтралитет, и о ее художественных симпатиях на тот или иной момент можно судить по результатам конкурсов.
Первый снимок - это уже известный вам "Гений фашизма" на
Всемирной выставке в Париже. Всадник салютует советскому и германскому павильонам и Эйфелевой башне заодно. А вот как выглядел итальянский павильон:
В качестве автора проекта называют обычно Марчелло Пьячентини, но он был не столько автором, сколько куратором. Павильон был детищем коллективного труда (с участием как минимум одного французского архитектора). Конструкция, на первый взгляд модернистская, имеет много общего с
пьяцца Виттория в Брешии - квадратная башня и галерея, - и даже с "
квадратным колизеем" в Риме. Работа добротная, с тщательно выверенными пропорциями, однако советский и германский павильоны выглядели намного эффектнее, а бельгийский и швейцарский - современнее.
(
здесь можно посмотреть галерею картинок с выставки, в том числе изображения павильона США и - прошу обратить особое внимание! - Airpalace)
Один из экспонатов - "Минерва" (оригинал установлен перед зданием ректората Римского университета):
Такое впечатление, что организаторы экспозиции руководствовались словами дуче: "Совершенно логично, что новая доктрина может использовать еще жизненные элементы других доктрин". Любопытный пример такого подхода в архитектуре - неосуществленный проект Малого дворца в Мессине, представленный на государственный конкурс в 1930 году:
Современное здание, аскетически простое - и римский фасад с арками и статуями. И волки сыты, и овцы целы. Дворец, тем не менее, не построили.
Еще один проект, на сей раз реализованный - дом
молодежного движения "Балилла" в Агридженто. Приятный для глаза, но архаичный для Италии начала 30-х неоклассицизм:
Еще один проект - жилое здание. Построили его или нет, мне неизвестно, однако подобных домов в Италии довольно много, особенно на Севере:
Проект железобетонной церкви, работа Гаэтано Минуччи. Очень похожая церковь стоит в Арборее (экс-Муссолиния), только звонница у нее не прямоугольная, а закругленная сверху:
Проект церкви для Ливии. Опубликован в уважаемом журнале "Архитектурно-историческое обозрение". И никто не критиковал автора за то, что он под видом церкви хочет построить мечеть. Хотя сходство с мечетью видно невооруженным глазом:
И последний проект, - точнее, эскиз. Адальберто Либера, "Зал памяти жертв":
Перейдем к построенным зданиям. Начнем с кинотеатра "Рекс" во Флоренции:
и продолжим осмотр на вокзале Санта Мария Новелла в том же городе:
1935 год. Автор - Джованни Микелуччи. Тот самый, который практически одновременно проектировал
Дом правительства в Ареццо, а в послевоенные годы зарекомендовал себя как радикальный и изобретательный модернист. Еще один снимок:
В действительности тут смешение нескольких стилей - асимметричные формы и закругленные углы, характерные для конструктивизма-рационализма, соседствуют с окнами-бойницами бокового фасада и "триптихом" (в центре кадра), типичным для Пьячентини и архитекторов его школы. Более строго выглядит королевский павильон вокзала:
В заключение - картина футуриста Сирони "Строители" и обелиск, установленный в честь 10-летия переворота в 1932 году. На обелиске надпись "MUSSOLINI DUX"...
Полезная ссылка (новые города, Римский университет и вокзал Термини)