Пока я пил чай на Кернтнерштрассе, погода внезапно улучшилась - тучи снялись с боевого дежурства и куда-то уплыли, воздух прогрелся. В конце концов, июнь - месяц летний. А гулять по венскому Рингу в летний день - сплошное удовольствие.
Поскольку западную, самую и официальную и торжественную часть Ринга (ратуша, парламент, университет, Бургтеатр, и т. п.) я уже осмотрел, то, выйдя к Опере, двинулся в восточном направлении.
Когда-то здесь гуляла нарядная толпа:
Похоже, на этой литографии в центре - бургомистр Карл Люгер, а третий справа - Густав Малер.
Тот, кто лучше меня знаком с жизнью Вены 1890-х годов, наверняка узнает еще кого-нибудь.
Шел я не торопясь, разглядывая всякие курьезы вроде крокодилов в витринах. Впереди показалось военное министерство Австро-Венгрии - но меня куда больше интересовало здание напротив.
Вот оно - еще один аргумент в пользу Вены.
Мраморный фасад с алюминиевыми заклепками - и металлические богини на крыше.
Это Австрийская (б. Императорская и Королевская) почтовая сберегательная касса.
Здание, постройка которого закончилась в 1906 году, спроектировал Отто Вагнер.
Богини - работа Отмара Шимковица.
Для 1904 года это был новаторский проект.
О здании PSK написано много. Процитирую лишь Августа Люкса:
"Ничто в Почтовой себерегательной кассе не напоминает нам о "свободном Ренессансе". Никаких намеков на исторические стили, никакой дворцовой архитектуры, никакой монументальности, позаимствованной из сокровищницы традиций. Все функционально. На авансцену выходит Материал. Железобетон и стекло, мрамор и алюминий - вот из чего построено это здание. Только новые слова! Ни один архитектор не думал о таком в ту пору, когда строился Лендербанк (проект Вагнера, выдержанный в стиле раннего итальянского Ренессанса. Начало 1880-х годов. - LK). Это открытие Отто Вагнера. Пусть он не изобрел эти материалы, но он придал им истинный смысл. Он открыл возможность их использования в архитектуре".
(Из книги "Отто Вагнер". Мюнхен, 1914)
Интерьер (который я не видел):
Фото ©
Dieter Marquardt @ Flickr
Вот такая функциональность, такое новаторство мне очень по душе.
Площадь перед зданием PSK носит имя д-ра Георга Коха, германского экономиста.
Он разработал, выражаясь современным языком, бизнес-модель почтовой сберкассы, которая чрезвычайно понравилась австрийской партии христианских социалистов. Сберкассы, хранилище скромных накоплений маленького человека, противопоставлялись алчным банкам, управляемым еврейской (а то какой же?) плутократией. Вполне логично, что когда лидер христианских социалистов д-р Карл Люгер стал бургомистром Вены, строительство здания PSK было поручено главному архитектору города - Вагнеру.
Д-р Кох бесстрашно взирает на огромного орла, украшающего здание военного министерства.
Перед министерством еще один памятник - фельдмаршалу графу Радецкому
Здание, построенное в 1909-1913 гг., кое-кто считает самым уродливым, смехотворным и претенциозным на всем протяжении Ринга. Орел (интересно, сколько он весит?) установлен по приказу наследника престола, эрцгерцога Франца Фердинанда. И в конкурсе, объявленном в 1907 году, эрцгерцогу принадлежало решающее слово. В проигрыше остались и Отто Вагнер, и Адольф Лоос, и Макс Ферстель, и еще несколько именитых архитекторов. Выиграл Людвиг Бауман, представивший проект под девизом "Мария Терезия". Один лишь взгляд на министерство дает понять, насколько же прав был Сирил Норткот Паркинсон, который назвал верным признаком близкой смерти любого учреждения переселение в новое, специально построенное здание. А о последнем министре мы скоро поговорим.
Побывал в Музее прикладного искусства. Прошелся по Штадтпарку. Поглядел на Курсалон.
Прогулка еще не закончилась.
Продолжение следует