Как и обещал, продолжаю
рассказ о фотоаппаратах Canon.
Компания Seiki Kogaku, которая во время войны выполняла заказы армии и флота, в 1945 году оказалась в весьма затруднительном положении. Нужно было вернуть в Токио штаб-квартиру и производственные мощности, эвакуированные в префектуру Яманаси, а средствами на перевозку компания не располагала. Положение спас офицер американских войск связи, интересовавшийся фототехникой. Он пригнал колонну армейских грузовиков - и Seiki вернулась домой.
В знак благодарности офицер (чье имя не фигурирует в официальной истории компании) получил вот такой фотоаппарат:
Это - раритет из раритетов, Canon S, выпущенный в 1946 году в количестве около ста экземпляров. Никаких существенных отличий от одноименной довоенной модели он не имел, но ценится выше.
К слову, очень редко встречаются и аппараты, выпущенные Seiki Kogaku в годы войны для Императорского флота. Мечта многих коллекционеров - модель S с флотской маркировкой:
Возобновление производства для гражданского рынка началось с довоенной модели J (она же - "популярная модель"), получившей обозначение JII. Скромная любительская камера без дальномера, длинных выдержек, с "фирменной" присоединительной резьбой объектива и в корпусе от модели S c заглушкой на месте регулятора длинных выдержек:
С октября по декабрь 1945 года было выпущено всего три таких камеры. По-настоящему производство наладили лишь в 1946-м. Впрочем, объемы выпуска оставались скромными - 560 камер за год. Большая часть этих камер была реализована через американский армейский посылторг.
Несмотря на свою малосерийность, JII существует в нескольких вариантах. В том числе - и с первыми объективами, разработанными и выпущенными Seiki Kogaku - Serenar:
Эти объективы разрабатывали под руководством Ёсидзо Фурукавы с 1937 года. По неподтвержденным данным, в 1939-м изготовили опытную партию из 50 экземпляров, которая в продажу не пошла. А после войны приступили к производству четырехлинзового объектива Serenar 3,5/50, выполненного по образцу знаменитого Tessar.
В октябре 1946-го на смену модели S пришел новый аппарат - SII:
Как легко заметить, он - в отличие от предшественника - имел видоискатель, совмещенный с дальномером. За восемь лет до Leica M3. За пять лет до "Зоркого-3".
Более того, если самые первые SII имели "фирменную" присоединительную резьбу (как J и JII), то последующие серии - "леечную" метрическую резьбу М39. Что позволяло при желании устанавливать на них объективы для фотоаппаратов Leica.
Тут бы компании Ernst Leitz и призадуматься. Но в далеком Вецларе, скорее всего, еще не слышали о скромном японском производителе фотоаппаратов. И от души посмеялись бы, услышав лозунг президента Seiki Kogaku Такеси Митараи: "Догнать и перегнать Ernst Leitz!"
15 сентября 1947 года считается истинным днем рождения марки Canon - хоть она и существовала к тому времени 12 лет. В этот день компания Seiki Kogaku была переименована в Canon Camera Co., Ltd - как гласит официальная история, в ответ на замечания любителей фототехники из американских оккупационных сил. Простодушным варварам было трудно понять, что аппараты Canon и объективы Serenar делает одна и та же фирма, которая к тому же называется совершенно иначе. Теперь все названия были унифицированы.
В апреле 1949 года германским грандам следовало бы призадуматься еще раз: началось производство фотоаппарата Canon IIB. От SII она отличалась лишь одной деталью - видоискателем, рассчитанным на объективы с тремя фокусными расстояниями - 37, 50 и 80 мм. Изменение степени увеличения в видоискателе производилось вручную, поворотом регулятора. Ничего подобного ни Leitz, ни Zeiss не производили. Зато выпускали целые линейки приставных видоискателей - как универсальных, так и под различные фокусные расстояния. Такую же линейку, кстати, начал выпускать и Canon.
Отступая от темы, скажу, что конец сороковых был порой торжествующего абсурда: юристы Ernst Leitz делали (и сделали) все возможное, чтобы заставить своих соотечественников из компании Steinheil отказаться от выпуска камеры Casca II, а тем временем на британском заводе Reid преспокойно выпускали клоны Leica I и III по вывезенным из Германии чертежам. Не говоря о десятках тысяч клонов Leica II, производившихся в СССР - уже не на одном, а на двух предприятиях, в Харькове и Красногорске.
Как бы то ни было, с тройным видоискателем японцы немцев обогнали. И, с каждым месяцем увеличивая объем продукции, успешно продавали камеры Canon не только через американский Военторг, но и в самих США - в основном на Западном побережье.
Для нового аппарата был разработан и новый складной штатный объектив - 1,9/50 гауссовской схемы (6 элементов в четырех группах). По качеству оптики Canon еще не догнал германские фирмы: покупатели быстро обратили внимание на то, что при полностью открытой диафрагме светосильный "полтинник" дает сильную аберрацию. Новый работник компании, Хироси Ито, занялся исправлением этого недостатка. И следующая модель, IIC, поступившая в продажу в июле 1950 года, комплектовалась полностью перерасчитанным объективом - сперва в складной, а затем и в нескладывающейся оправе:
А в феврале 1951 года IIC сменил Canon III с новым затвором, шторки которого блокировались во время перемотки, а диапазон выдержек увеличился до 1 - 1/1000 с:
Наверное, к этому времени в Вецларе уже знали о японской компании, которая производит фотоаппараты, очень похожие на Leica III, но имеющие ряд важных преимуществ перед этой легендарной и далеко не новой моделью. Знали - но конкурентом ее не считали.
Промежуточное и очень личное резюме: за пять лет Seiki Kogaku/Canon прошла очень большой путь. Начав в довоенные годы с "творческого переосмысления" чужих технических решений, она сумела разработать собственную технологию и стать настоящим новатором. Однако никаких сантиментов к этой компании у меня нет. И любой фотоаппарат с клеймом Leica (а также ФЭД и "Зоркий") вызывает у меня куда больше эмоций, чем самый совершенный дальномерный Canon.
Продолжение, естественно, следует.