Apr 15, 2012 23:24
"...научной фантастики как таковой не существует. То, что сейчас принято называть "классикой научной фантастики", это те же самые побегушки с дубинками, что всегда были в литературе, просто заострённую палку обозвали "полифазовым излучателем", а самку, из-за которой устроили бучу - инопланетянином. Ах да, в "фантастике новой волны" это робот. То, что робот ведёт себя как разумное существо, причём с развитым инстинктом размножения, авторов вообще не смущает, и тем более им не стыдно то, что в далёкой-далёкой галактике в виде существ с пятнадцатью клешнями живут их знакомые и соседи."
"Подождите, не вся фантастика вписывается в эту схему. Вам придётся выкинуть настоящих классиков, сагу о Полудне..."
"Всю целиком? Конечно, её выкинуть не смогу, потому что большинство произведений оттуда очень даже хорошо вписываются. Одни идиоты с большими палками гоняются за идиотами с маленькими и считают при этом себя "носителями прогресса". О, я себе представляю, какой "прогресс" могут принести идейные бандиты с повадками древних жрецов. Они ведь скрывают знание даже не из соображений выгоды, это было бы хотя бы понятно, но исключительно для собственного удовольствия; пусть там и рассказывают что-то про "сохранение культуры", но им на самом деле просто это всё нравится: одним - наблюдать свысока и разглагольствовать про "культуру", а другим - бегать в непробиваемой броне среди беспомощных аборигенов. И замечу, что эта уловка, когда общество примитивнейшего строя объявляется высшей точкой развития общества, не просто затёрта до дыр. Они затирают до дыр тряпку с пылью, в которую она обратилась ещё в средневековье. Ах да, вы, вероятно, имели в виду ту часть цикла, где рассказывается об Откровении и Странниках вообще? Но ведь это старая добрая мистика."
"Простите, что?"
"А вы посмотрите повнимательнее на ту сторону контакта, которая вдруг начала разговаривать с местными дикарями. Это же классическая эксплуатация древнего страха перед неизвестным. Мало того, это самое неизвестное принимает ту же форму, что и туземцы - а зачем? Да просто потому, что авторы стали воровать приёмы у тех, кто писал про Древних Богов, и вместе со всем остальным передрали одержимость. Приглядитесь к единственному описанию "истинной формы" этой самой стороны. Фактически это краткий пересказ того, на что мистики тратили по восемьдесят прилагательных вида "ужасающий-странными-формами-пугающий-непосвящённого-недоступный-нормальному-сознанию". И центральная тема здесь та же - беспомощность перед лицом Высших Сил, непонятных и непреодолимых. А теперь, пожалуйста, скажите мне, где именно находится наука в этой фантастике?"
"То есть вы хотите сказать, что и фантасты эпохи металла и пара, гениально предсказавшие грядущий век..."
"Что именно они предсказали? Гигантские войны и разрушения? Это вставляли только для того, чтобы напугать читателя и пропихнуть свои бредовые идеи о "всеобщем равенстве". Использование плодов научного прогресса для войны? Да, пожалуй, это было бы гениальное предсказание, будь оно сделано немного раньше - на пять-шесть веков. Что касается изменения характера войн, то все до единого фантасты пропустили его, а ведь про это писали ещё в средневековых трактатах о государстве. И хотя в те времена фантасты ещё утруждали себя предварительной консультацией с учёными, в отличие от нынешнего убожества, но науки как таковой от этого в их произведениях не появилось ни грамма. Тогда ещё могли считать, что приключенческий роман или политический памфлет, в который вставили невиданные технические приспособления, может вдруг выскочить из своего жанра и перепрыгнуть в совершенно новый, но продолжать придерживаться подобной точки зрения сейчас просто смешно. Резюмирую: научной фантастики нет и никогда не было, смиритесь."
"Вы перемешиваете понятия. Во-первых, задача научной фантастики есть показать общество перед лицом грядущего, и это определение является общепринятым. Во-вторых, её задача в том, чтобы через призму научного прогресса в будущем показать проблемы настоящего, и с этой задачей классика справляется. Кроме того, вы делаете некорректные обобщения, когда говорите о прогностической роли фантастики, здесь она тоже работает, причём в плане психологического и социального прогноза куда лучше, чем прочие жанры литературы. Фантаст всегда подмечает характерные черты своего времени и силой художественного таланта усиливает их в "будущем", и, как правило, не ошибается."
"Вы в чём-то правы, хотя общепринятость такого определения - достаточно спорный вопрос. Слишком уж нечёткие формулировки для жанрового разграничения. А я, пожалуй, действительно погорячился с обобщениями." Он сделал небольшую паузу. "Прочитал недавно этот кошмарный мусор, что сейчас называют "космической оперой"..."
Щвшьяюл/703 перебил его, указывая ложноножкой на длинный кристалл, лежащий в зарослях хищного укропа: "Вот эта книга? Тогда для вас новость - это недавно взяло максимум по запросам."
Йиднвдкм/85 утвердительно ударил короткой вспышкой жёсткого излучения и продолжил: "Так вот, мне стало настолько стыдно за жанр, что я не прочь был бы его убить. Да, пожалуй, если бы я был научной фантастикой, то предпочёл бы смерть подобному позору. Вы обратили внимание на фантастическую безграмотность автора? Как он, интересно, представляет себе жизнь на кислородной планете?"
"Ваш упор на это не лучшим образом говорит прежде всего о вас, как о критике, нежели об осведомленности автора." Тот изумлённо выбросил облако газообразного железа. "Да-да. Вы должны были прежде всего заметить незнание элементарной психологии. Я готов поверить в то, что в кислороде может существовать какая-то жизнь, даже в то, что нечто может жить на планете подобной массы. Но то, что там живут два миллиарда существ с индивидуальным разумом и нет ни одного коллективного, есть выражение чистейшей бессмыслицы. И что особенно характерно для графоманов от фантастики, бессмыслица громоздится только ради её самой, никак не развивая и не дополняя сюжет. И с вашей стороны более чем странно не отметить этого и зацепиться за такую, в сущности, мелочь."
"Пожалуй, да", вздохнул Йиднвдкм/85 мощной сейсмоволной и снял стазис-поле с хищного укропа. От пожираемого кристалла полилось слабое свечение. "Нет, но вы только подумайте - живут в атмосфере, на орбите единственной звезды, а главное, имеют четыре конечности и два пола для размножения! Я не спрашиваю, кто это потребляет, но мне прежде всего интересно, какой сумасшедший вообще может такое вообразить?"
графомания