Кронштадт заснеженный

Apr 26, 2016 16:33

В Питере ударили морозы и начался серьезный снегопад.
Самое время, чтобы посетить Кронштадт - город-порт на острове Котлин, что в Финском Заливе. Город воинской славы,  исторический центр которого входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.




В центре Питера несложно взять экскурсию в Кронштадт, и вас с комфортом и гидом довезут до острова и расскажут про все достопримечательности. Но, конечно же, это неспортивно, поэтому мы поехали в Кронштадт на обычной городской маршрутке за номером 405, со станции метро "Чёрная речка". Время в пути составило около часа, высадились возле Якорной площади, что на заглавном фото.

Итак, морозец градусов 15, снегопад, утро понедельник и Кронштадт вокруг.

2. Высадились на улице Советской (до сих пор с таким названием), прошли Екатерининский парк (а парку вот вернули историческое имя), по мостику перешли Обводной канал. Прямо за мостом видим Орудие старшины 1-ой статьи Ивана Тамбасова, спасшего линкор «Октябрьская революция» в 1943-м году, ценою своей жизни.




3. Выходим на Якорную площадь. На площади адмирал Макаров и Новый год. Изначально площадь служила утилитарным целям - здесь хранились, соответственно, якоря, еще в 18-м веке. Здесь же революционные матросики расстреливали своих капитанов и адмиралов в 17-м.




4. Главная достопримечательность, пожалуй, всего острова Котлин - Морской Собор, открытый в 2013-м после реставрации. В него мы и зайдем.




5. Собор, к слову, не столь и старинный. Строительство началось в 1903 году, спустя 10 лет собор освятили.




6. Вот так он выглядел в те годы.




7. Император Николай II на освящении.




Оба снимка взяты отсюда.

8. Реставраторы проделали большую работу. После своего открытия в 1913-м году, собор по своему профилю проработал недолго - в 1929-м году он был закрыт, в 30-м - сбросили колокола и кресты, а здание переделали под кинотеатр имени Максима Горького, ну и стали называть Максимко. С куполов смыли позолоту, отломали позолоченные части икон, демонтировали мраморный иконостас, замазали штукатуркой мозаичные иконы, реликвии из галереи военно-морской славы и всё церковное имущество из храма забрали. Со стен галерей и алтаря демонтировали мраморные памятные доски вечного поминовения погибших российских военных моряков, использовали их при дальнейшем строительстве. В 59-м году в здании открыли клуб, а в 74-м - музей. По рассказам местных жителей, здание находилось в печальном состоянии. Сейчас же внутри - великолепное убранство.




9. Собор достаточно сильно схож собором Святой Софии, что в Стамбуле, по образу и подобию которого и проектировался.




10. Морской Николаевский собор изначально задуман был как храм-памятник всем когда-либо погибшим морякам. Внутри него были расположены черные и белые мраморные доски. Черные - с именами офицеров морского ведомства, погибших в боях и при исполнении своего служебного долга; нижние чины обозначались не по именам, а шли общим числом, за исключением тех, кто совершил выдающийся подвиг и чьи имена занесены отдельно. Сейчас в соборе установлены копии досок с именами морских офицеров, воссозданные по архивным документам.




11.




12.  В храме можно увидеть модель эскадренного броненосца "Бородино", принимавший участие в Цусимском сражении 14 мая 1905 года. Выдержав несколько сотен попаданий японских снарядов, ни на минуту не прекращая огня, он вёл бой в составе эскадры и около 4,5 часов возглавлял эскадру до момента гибели со всем экипажем.




13. Андреевские флаги




14. Ворота Западного центрального портала украшены сотнями Георгиевских ленточек. Честно говоря, непонятно, зачем они здесь в таком количестве.




15. А вот так выглядит собор с высоты птичьего полета. Фото Николая Иванова, взято отсюда.




16. Памятник адмиралу Макарову. Здесь принимают присягу военные моряки.




17. Здесь же, на площади, расположен Вечный огонь над братской могилой участников подавления Кронштадтского восстания 1921-го года. Участникам восстания, как понимаю, памятника нет.




18. С площадь всё, идем далее. Пешеходный Макаровский мост - специально построенный для Николая Второго, который прошел через него на церемонию освящения собора. Мост перекинут через Петровский овраг, по дну которого проходил канал от Петровского дока в доковый бассейн.




19. Выходим на улицу Красная. Дома здесь уже послевоенные.




20. Некоторые дома расселены и заброшены. Хотя вот это здание Образцовой казармы (1717 - 1725) из числа Губернских домов, вроде как, готовится к реставрации. как никак - памятник архитектуры Федерального значения.




21. Красная улица упирается в здание Арсенала (1836). Раньше на этом месте был Пушечный двор, который существовал ещё при Петре I, где приводили в порядок пушечные стволы, а в 1836 году выстроили это здание, и в нём в те времена хранилось полмиллиона снарядов, 5 тыс. пушечных стволов и 47 тыс. ружей. В последствие Арсенал стал не только местом хранения оружия. Специалисты, работающие там, проводили и научно-исследовательскую работу. Работники Арсенала, к примеру, разоружили самонаводящуюся торпеду, которую доставили с потопленной немецкой подводной лодки. Они сумели её обезопасить, разгадав секрет её действия. Что характерно, Арсенал работает и в настоящее время, создавая и ремонтируя современное оружие.
На здании, кстати, заметны следы осколков, оставшихся со времен войны.




22. По периметру Арсенала стоят 60-фунтовые береговые пушки системы Маевского. Стояли на вооружении Кронштадтской крепости с 1859 по 1871 г.




23. Справа от Арсенала разбит красивый и ухоженный (летом) Петровский Парк. Зимой он не столь красив.
Ещё в конце XVIII в., когда на острове Котлин велось строительство док-канала, оврага и бассейна, сюда - на мелководье Средней гавани - стали переносить выкопанную землю и разравнивать. Постепенно здесь образовалась просторная площадь, на которой регулярно проводили смотры, плац-парады войск гарнизона и флотских экипажей, муштровали солдат и матросов, производили наказание провинившихся нижних чинов шпицрутенами.




24. Некоторое время территория нынешнего парка являлась главной площадью Кронштадта, где по торжественным и праздничным дням проводились парады и народные гуляния. Так, например, на масленицу в этом уголке города устраивались зимние катальные горки, различные аттракционы и балаганы.
В 1861 г. на территории площади начались работы по разбивке парка по смешанной франко-голландской системе.




25. В 132-ю годовщину Полтавской победы - 27 июня 1841 г. в центре площади был торжественно открыт монумент основателю Кронштадта - Петру Великому.




26. После установки памятника площадь и пристань стали называться Петровскими. Здесь встречали прибывающих в Кронштадт морем государя императора, членов царской семьи, морского министра или командующего флотом. Вот мы и вышли на эту пристань. Здесь интересно! Вот, к примеру, мимо Средних ворот гавани проходит контейнеровоз Flottbek под либерийским флагом, следует морским каналом из порта Санкт-Петербург по своим морским делам сквозь буран.




27. У Восточной стенке Усть-Рогатки пришвартованы корабли ВМФ России. Среди них - новейший тральщик "Александр Обухов" проекта 12700, имеющий самый большой в мире корабельный корпус из монолитного стеклопластика. Спущен на воду в 2015 году, сейчас проходит заводские ходовые испытания в Кронштадте.




28. В ряд выстроились
- Пожарное судно ПЖС-282
- Новейшее океанское спасательное судно «Игорь Белоусов», головное в серии (на завершающих испытаниях)
- Учебный корабль "Смольный" (недавно вернулся из дальнего похода в Анголу)




29. Самоподъемная плавучая буровая установка "Арктическая", построенная в Северодвинске на Звездочке, сейчас проходит плановый ремонт на Морском заводе. Справа заметен передний створный маяк Кронштадтского Корабельного фарватера.




30. В Лесной гавани, меж тем, зимует пассажирский теплоходик Жемчужина, летом, обычно, катающий туристов на форты Кронштадта. Также там морской водолазный бот ВМ-250, ну а в левой части фотографии заметны трубы и мачты легендарной Авроры, проходящей ремонт на Морском заводе.




31. Вот, пожалуй, и все здесь. Проходим Петровский парк и на Доковом мосту видим Петровский же Док. Краткая историческая справка:

В 1719 г. начали копать первый канал с бассейном и доками. Работу круглый год вели 3 тыс. человек, присланныйе из разных губерний, руководил М. М. Самарин, затем адмирал П. И. Сиверс. Канал, доки и эллинги действовали уже в 1724 г., когда за один месяц было отремонтироно 10 линейных кораблей и фрегатов. Но строительство продолжалось ещё много лет.
В доке, сооружённом по плану Петра I, одновременно могли стать на ремонт более 10 судов. Для осущения дока был изобретён новый способ: вырыли глубокий бассейн, соединённый шлюзами с доком. Когда в док вводили судно, шлюзы открывали, и вода несколько часов самотёком уходила в бассейн. За время ремонта воду выливали из бассейна с помощью ветряных мельниц, которые приводили действие маломощные помпы.
При этом в обычный док помещалось 1 или 2 судна, а на откачку воды уходило пару недель.




31. Размеры дока-канала: 20 м в ширину и свыше 300 м в длину. Реконструированный, усовершенствованный, но в основе - тот же самый, Петровский док, служил до последнего времени. До недавнего времени док служил по своему предназначению. Сейчас же - заброшен, как и многое в Кронштадте.



Фото с сайта http://www.kronstadt.ru/

32. Сразу за мостиком начинается Итальянский пруд, который угадывается только по пушкам. Замысел Петра I, построен в 1727 году. Итальянский пруд был устроен для того, чтобы торговые суда могли по каналу войти сюда из Купеческой гавани и встать в безопасном Ковше под разгрузку. За прудом виднеется Голландская кухня (1804), где готовили еду для экипажей судов. В настоящее время: военный продовольственный склад, за прудом начинается территория военной части.




33. Напротив пруда расположен Итальянский дворец Меньшикова (1724).




34. В свое время здесь располагался Морской Кадетский корпус, затем Штурманское училище, затем Инженерное училище. Вот так здание выглядело до революции, в бытность Морским инженерным училищем императора Николая I После же - Дом офицеров, Матросский клуб, музей Кронштадтская крепость. В общем, здание с необычной судьбой.




35. Постоим на Синем мосту, полюбуемся роем снежинок на фоне Обводного канала. Вообще Обводный канал Кронштадта изначально был прорыт по периметру Адмиралтейства и предназначался для защиты строений от пожаров и постороннего проникновения. Интересно, что прямоугольник, очерченный Обводным каналом, составляет около пятой части всей территории исторического центра Кронштадта.




36. А вот здесь живут подводники - в/ч 09632 - 123 Краснознаменная Бригада подводных лодок. Школа подплава. Торпеда у входа как бы намекает. Здания на территории частью заброшены и заколочены, пациент скорее мертв, чем жив. Сами подводные лодки, как понимаю, базируются сейчас в Балтийске.




37. Проходим через сквер подводников.




38. И выходим на главную улицу города - как положено - проспект Ленина. На фото - жилой дом купца Касаткина, сейчас здесь детская художественная школа.




39. Проспект безлюден.




40. Администрация Кронштадского района, бывшая городская Дума. Вообще, этот район, на удивление сохранился. В основном здесь старые, дореволюционные дома, хотя сквозь арки и проглядывает порой новодел.




41. На проспекте Ленина, конечно же, все еще стоит сам Ленин, в сквере Юного Ленинца. Удивительно, конечно. Здесь когда-то стоял дом, но на него в 32-м году упал гидросамолет, здание сгорело. Зато появился сквер.




42. Обернемся назад - за заброшенным зданием казармы виднеется портовый кран.




43. Меж тем, выглянуло солнышко.




44. А мы дошли по проспекту Ленина до Храма-часовни Тихвинской иконы Божией Матери, что на Соборной площади, в углу Андреевского сада. Что характерно, никакого собора здесь давно уж нет, его разрушили в 32-м, поставив на его место Ильича. Сейчас вождь переехал к юным ленинцам (интересно, они существуют в природе?), а на месте собора стоит памятный знак.




45. Далее, за Андреевским опять же садом, видим другой памятник архитектуры - Гостиный Двор (1835). В советское время здесь был универмаг, который во времена свободы и гласности долго стоял заброшенный, однако в 2007 его таки смогли восстановить. Сейчас здесь снова магазинчики, снова работает по профилю здание.




46. Здесь застройка города идет пятнами - местами позднесоветская архитектура, местами - старые дома.




47. На самом деле, город очень уютный. Здесь, как будто, переносишься в прошлое, здесь царит по-хорошему «советская» атмосфера. На улицах нет дикого количества рекламы, много зелени и мест для прогулок.




48. Внезапно подошли к Владимирскому собору. Красив, что уж говорить! Совершенно другой стиль, отличный от Морского собора.




49. Заглянем внутрь? Снимать, конечно же, нельзя.




50. Чуть дальше стоит интересное здание - Морская библиотека. Каждый год флотский офицер в царское время выделял 1% от своего жалования, на её содержание. Существующее здание достроено в 1927 году, в стиле неоклассицизма.




51. Вышли на улицу Флотскую. Здесь у нас расположен большой квартал Служительских флигелей, построенных в разные года, начиная с 1788. Объединяет их одно - они или заброшены, или находятся в печальном состоянии, за редким исключением.




52. Архитектура всех задний идентична, все здания трехэтажные, из красного неоштукатуренного кирпича, отличаются лишь размерами. Эти флигеля предназначались для помещения матросских команд.
Историческая справка: Эти флигеля предназначались для помещения матросских команд. Они выстроены особым манером: главный фасад обращён не на улицу, проходящую около флигелей и носившую названия сначала Павловская, а ныне Флотская, а находится к ней перпендикулярно; на главную улицу выходят узкие боковые фасады, причём большинство окон в этих фасадах заложено. А заложены окна были вовсе не спроста. На противоположной стороне нынешней Флотской улицы, помещались заведения; «Распивочно и на вынос», и матросы умудрялись на верёвочках спускать из казармы на улицу бутылку (пустую конечно) и стоимость водки, а из заведений выходили или хозяин или приказчик, брали посуду, деньги, и её же привязывали наполненную живительною влагою живой; посуда быстро поднималась и исчезала в казарме. Так вот, чтобы воспретить такой контрабандный способ доставки живительной влаги, и заложили окна служительских флигелей.




53. В советское время здесь квартировался 4-й учебный отряд.
Местные жители не обращают внимания на заброшки, это часть их жизни. Объекты культурного наследия регионального значения.




54. К слову, некоторые флигеля недавно отреставрированы, в них даже заметна жизнь.




55. Может и до остальных дойдет рука хозяина.




56. Слева начинается граница города, 5-я Северная оборонительная казарма, бывшие казармы Судоремонтного батальона. Под охраной ЮНЕСКО, конечно же.




57. На перекрестке установлена рубка ПЛ "Комсомолец Казахстана" в качестве памятника Балтийскому подплаву - "Подвигу подводников-балтийцев в годы Великой Отечественной войны".




58. Меж тем, снег перестал, тучки разбежались, но и солнце уже начало стремительным домкратом падать за горизонт.




59. В итоге мы пересекли весь остров и оказались на северной стороне. Проход на берег - заглянем?




60. Стены крепости выглядят серьезно, но заметно разрушаются.




61. Здесь в годы блокады проходила Малая Дорога Жизни, ведущая на Ораниенбауманский плацдарм




62. Лед Финского залива, вернее Невской губы. По нему замечательно можно добраться до фортов, что тоже, более чем интересно. Но - не в этот раз.




63. Местные жители по льду выгуливают детишек, горки опять же - милое дело! А по этой защитной дамбе мы сюда и приехали.




64. Вновь поворачиваем в город, проходим через микрорайоны.




65. Что мне здесь нравится - новые названия улиц не перечеркивают старые. У нас такое - нереально увидеть.




66. С балкона жизнерадостно приветствует Дед Мороз. Не знать бы еще, что это здание хосписа..




67. Снова подходим к Обводному каналу, теперь с восточной стороны. За каналом - здания Кронштадского Адмиралтейства, в частности с этой стороны - полуобвалившиеся здания канатного завода (1786).




68. Блеск и нищета Кронштадта на одной картинке.




69 По этой стороне канала тянутся длинные старинные склады, большей частью разрушенные.




70. Заброшено давно и со вкусом. Местная молодежь здесь развлекается как может.




71. Граффити на любой вкус.




72.




73.




74. На закрытой территории Адмиралтейства, скорее всего, картина такая же.




75. Впрочем, этот район не совсем заброшен. Есть здесь и обитаемые здания.




76. Правда очень обшарпанные..




77. Вышли из переулочка на знакомую уже Петровскую улицу. Здесь - проходная Морского завода. Когда-то здесь работали 8000 человек, сейчас - меньше 800.




78. Машинная школа Балтийского флота (1905) - с учебными классами, с машинными залами, с мастерскими. Данное помещение - даже представляло собою - в подлинном виде - кочегарку большого военного корабля с действующей моделью котла. Здесь всё было по-настоящему: пылали топки, гудели форсунки, летел уголь в ненасытную огненную пасть.
После Великой Отечественной войны Машинная школа превратилась в Морской техникум. В том классе, где была когда-то модель парового котла корабля, сделали бассейн. Там ученики Водолазной школы Балтийского флота овладевали специальностью.

Сейчас, похоже, все заброшено, хотя, стоит отметить, выбиты еще не все стекла.




79. Переходим Пеньковый мост. Многие мосты имеют свои названия, заметили?




80. Заходим в Летний сад, самый запущенный, по словам местных жителей, обиталище местных наркоманов. Зато здесь сохранился даже грот 19-го века.




81. И снова расселённые жилые дома, на этот раз 1939 года постройки.




И мы снова выходим к Макаровскому мосту и Якорной площади. Круг замкнулся. Проходим через нее, и через Екатерининский парк, который скорее аллея, возвращаемся в центр, на остановку маршрутки.

82. Ну и пятиминутный видеоролик, который я снял мимоходом. Все то же, что на снимках, но в движении.

image Click to view



Завершающим штрихом взглянем на памятник адмиралу Беллинсгаузену на фоне разрушенных зданий продовольственных складов адмиралтейства.




За эти семь с лишним километров мы, конечно, увидели только часть исторического центра, многое осталось за кадром. Уж не говоря про остальной остров и заброшенные форты, это тема отдельного репортажа. Но общее впечатление о городе Кронштадт составить определенно можно. Очень интересный и уютный, но местами заброшенный город.

Питер, abandoned, Россия, путешествие

Previous post Next post
Up