Евротур-2012. Освенцим

Sep 27, 2012 09:09



Рано утром поезд со звучным названием "Excelsior" привез меня в приграничный город Cesky Tesin. По моим подсчетам у меня был всего лишь час на то, чтобы разобраться как попасть в Польшу и найти нужный мне автобус. Промедление грозило слишком долгим ожиданием следующего рейса и потерей половины дня. А приехать надо было как можно раньше. Мне кажется, что памятники войны и их история глубже ощущаются, когда присутствует аура тишины и молчания, когда количество людей минимально.

На станции в Тешине помимо меня выходила еще мама с маленьким ребенком. Сумками и чемоданами был заставлен весь тамбур так, что негде было даже стоять. Я тогда подумал: "наверное от бабушки едут". :) Поезд должен был стоять на станции всего две минуты, поэтому проводник попросил меня помочь спустить сумки из вагона на перрон. По-чешски, конечно, я ничего не понял, но жизненные ситуации ведь везде одинаковы, и я еще задолго до обращения проводника договорился с девушкой, что помогу ей. Для меня две минуты стоянки поезда и десяток тяжеленных баулов почти привычное дело - в свое время мы так по нескольку раз в год ездили к бабушке в Чапаевск.

После небольшой утренней, так сказать, физзарядки я отправился искать границу. Оптимизма придавала карта, которая была найдена на одном полезном для путешественников форуме, но все равно было как-то не по себе. Посудите сами: маленький городишко где-то в глубинке, пять утра, полное отсутствие людей. Но, к удивлению, я сориентировался всего аз пару минут и спокойно пошел в нужном направлении. Вскоре появилась граница:

2.

Походил по мостику туда-сюда несколько раз, отметился тем, что "был в Чехии много раз" :), и отправился дальше. В польском Цешине мне надо было найти автовокзал. С этим проблем не возникло - нашел быстро. На парковке перед ним стоял один-единственный микрик, который непонятно куда ехал. На тот момент я еще плохо разбирался в принципах автобусного сообщения Польши, а справочная не работала (напомню, было раннее утро). И вот стою я сиротливо на крыльце, пялюсь в распечатки, в которых указано, что нужный мне рейс через пять минут, и не понимаю что делать. Водитель микрика окликнул меня, мол, "ты с нами или как". Я ему ответил на английском, что мне бы в Освенцим. Мужчина помахал головой, в знак того, что не понимает меня. Тогда я показал ему свой листочек, ткнув пальцем в нужный пункт. "О! Ошвенчим" - воскликнул он, и указал рукой в сторону какой-то остановки, которая находилась метрах в двухстах от автовокзала. Добежав до автобуса, я увидел на нем табличку Belsko-Biala. На секунду меня одолели сомнения. Однако развеялись они столь же быстро, сколь и возникли - я вспомнил, что данный населенный пункт фигурировал в распечатанном маршруте. Поднялся в автобус, отдал 9 злотых, получил от водителя чек, и занял место.

Почти час мы ехали по лесам и полям, заезжая иногда в небольшие деревушки. На вокзале в Бельско-Бяле автобус выгрузил оставшихся пассажиров и отправился в парк, подарив мне новый этап квеста. Я-то думал, что мы просто остановимся на 20 минут и поедем дальше. Но все было далеко не так. На автовокзале я нашел расписание, в котором ближайший рейс до Освенцима был аж через 4 часа. Вот тогда до меня начало доходить в чем разница между PKS и D.A. Следующие пятнадцать минут я бегал по местности в радиусе пятисот метров, пытаясь найти заветную остановку. Пробегая мимо одной уже в надцатый раз, мне посчастливилось увидеть нужную маршрутку(микроавтобус) и в последний момент прыгнуть в нее. Водитель средних лет легко понял мою просьбу "stop at the museum", уточнив при этом - "Аушвиц?". Да, выйти лучше на остановке "museum", нежели ехать до конечной - гораздо меньше идти до самого концлагеря потом.

Вход в Аушвиц 1. Первый лагерь из системы Освенцима. Все бесплатно, нужно только сдать рюкзак на хранение за символическую сумму в 1 злотый. Фотографировать разрешено, разговаривать - нет. Просят соблюдать тишину. От главного административного корпуса я направился к воротам лагеря:

3.

Знаменитая надпись на входе: "arbeit macht frei" - "труд освобождает":

4.

На фотографии слева располагается кухня:

5.

Второй ряд колючей проволоки был под напряжением:

6.

На территории лагеря:

7.

Дальше я пошел в первый из открытых бараков смотреть экспозиции:

8.

Стенд с перечислением количества и национальностей жертв:

9.

Банки из-под газа "Циклон Б", которым травили в газовых камерах:

10.

При поступлении в лагерь брили на лысо, а волосы складывали:

11.

А потом из них заключенные делали ткань для арийцев:

12.

Вот такие лозунги третьего рейха:

13.

Очки тоже собирали:

14.

Протезы. Ужасное зрелище:

15.

Металлическая посуда, которая изымалась при поступлении в концлагерь:

16.

Чемоданы:

17.

И даже обувь:

18.

Бассейн для заключенных. Может не все там так плохо было, как рассказывают?

19.

Узников помечали цветными ярлычками, чтобы было понятно кто и за что попал:

20.

Вполне цивильные туалеты:

21.

Комната гигиены с позитивными рисунками на стене:

22.

Спальные места:

23.

Пыточный двор между 10 и 11 корпусами:

24.

Стена, у которой расстреливали:

25.

Вот эта картинка - вероятно последнее, что видели тысячи людей:

26.

27.

Предрастрельная камера:

28.

В комнате 22 находились так называемые "стоячие камеры", куда на площадь метр на метр помещали по 4 человека:

29.

Печи крематория:

30.

А снаружи, в теплый погожий денек, все кажется очень даже дружелюбным:

31.

После Аушвица, который обошел за пару часов, я отправился на бесплатном автобусе в Аушвиц 2 или Биркенау. Расстояние небольшое - всего 3 километра, поэтому все желающие могу пройтись пешочком. Для остальных каждые полчаса курсирует автобус.
В этом лагере уже чувствовался размах. Главные ворота:

32.

Многочисленные бараки:

33.

34.

В принципе, все бараки делились на два типа. Первый - туалет:

35.

Второй тип - для проживания. Посередине барака проходит тоннель от печки, для равномерного обогрева помещения:

36.

37.

Руины:

38.

Международный памятник жертвам концлагеря. Надписи выполнены на языке народов, представители которых были здесь замучены:

39.

В том числе и на русском языке:

40.

Говорят, что раньше это была газовая камера, которую немцы взорвали при наступлении советских войск, дабы замести следы:

41.

Снова помещения для заключенных:

42.

Эти отапливались гораздо хуже:

43.

Финальный кадр:

44.

А теперь немного истории и рассуждений. Гуляя по лагерю, у меня создавалось двоякое впечатление. С одной стороны вроде бы и ужасные вещи там происходили. И это ощущалось, в воздухе витало нечто гнетущее. А с другой - все выглядит как-то уж сильно притянутым за уши, с перекосом в сторону бедных и несчастных евреев. Во-первых, после осмотра территорий, бараков, мне стало непонятно, как там поместилось такое количество людей. Во-вторых, везде и повсюду упоминания о погибших евреях и поляках. Русская нация там вообще никак не представлена в экспозициях, хотя мы являемся освободителями этого концлагеря. Вход везде бесплатный, за фотосъемку денег не берут, однако все содержится в идеальной чистоте, часть сооружений ремонтируется. На чьи деньги? Поразил еще тот факт, что на польском слова еврей и еврейка звучат как "жид" и "жидовка".
В дальнейшем, изучая данную тему, не раз сталкивался вот с этим отчетом Красного Креста. Как вы видите, количество погибших в Аушвице указано около 55 тысяч. Даже чисто технически не понятно как можно сжечь миллион человек в весьма ограниченном количестве печей. В альтернативных источниках мне также довелось узнать о вполне нормальной жизни заключенных - фотографии, документальные подтверждения. Да и на моих фотографиях видны бассейн, сносные условия проживания и комнаты гигиены, прозрачный забор - все это как-то плохо походит на "лагерь смерти". В общем, я рекомендую почитать вот здесь, раздел "ревизия холокоста" - подробный разбор; и вот здесь - обобщенная статья.

Осмотрев Биркенау, я вернулся в Аушвиц 1. Время было обеденным и в животе уже давно урчало. На территории лагеря есть неплохая столовая, где раньше потчевали офицеров СС. Этот факт придавал ей определенную пикантность. Естественно, я решил перекусить именно там, отведав национального польского супчика - фляки. Вкуснотища, надо сказать.
А потом, практически сразу, подъехал автобус, который следовал до Кракова - к следующей точке моего маршрута.
О городе королей, по своей красоте и атмосфере ставший для меня третьим после Праги и Питера, читайте в следующем посте.
Keep in touch!

Польша, Евротур-2012, Освенцим

Previous post Next post
Up