Jul 07, 2012 19:48
Своей уникальной структуре спартанское общество и государство, как общеизвестно, обязано законодательству легендарного Ликурга. Ему приписывается создание т.н. Большой ретры, которую некоторые исследователи называют первой в истории человечества писаной конституцией, причём достаточно либерального содержания.
Если речь заходит о системе спартанского государства, как правило первыми всегда вспоминаются два спартанских царя (потомков Геракла, из родов Агиадов и Эврипонтидов) и герусию - совет старейшин из 28 геронтов, куда так же входили и 2 царя. Это не удивительно - оба этих древних органа были уникальны для греческих полисов, и посему пользовались вниманием античных авторов. При этом типичное для полисов народное собрание - апелла, те же авторы описывали достаточно туманно. Между тем Большая ретра наделяла апеллу существенными полномочиями - фразу в конце ретры "у народа же да прибудут власть и сила" (как приводит её Плутарх) обычно понимают как указание на то, что народное собрание является высшей и последней инстанцией.
Не стоит удивляться существенным полномочиям апеллы в ахраической Спарте. Законодательство Ликурга затронуло основы спартанского общества, формально ликвидировав различие, между аристократией и "демосом". Фактически была образована новая аристократия, включавшая в себя всех полноправных граждан. Имущественные различия нивелировались законодательным закреплением хрестоматийного "спартанского" образа жизни, при котором богатство не имело внешнего выражения. Таким образом появились спартиаты, так же называемые гомеи (равные). Существовал и особый термин, в буквальном переводе означавший "равные по образу жизни". Демос как таковой перестал существовать. Политические различия компенсировались указанными полномочиями апеллы, в противовес старой родовой аристократии, входящей в герусию. Роль демоса фактически стали играть жители лаконских общин, подчинённых Спарте - периеки.
О существенных полномочиях, которая Большая ретра давала апелле, косвенно свидетельствует более позднее законодательство. Первые же войны (речь идёт о Мессенских войнах) привели к принятию поправки к ретре, которая существенно ограничивала полномочия апеллы - герусия могла контролировать обсуждение в ней своих предложений, и при необходимости, распускать собрание. В определённом смысле, с этого момента Спарта жила по законам военного времени. Данные явно реакционные действия привели к созданию противовеса власти родовой части аристократии в лице эфората. Подробности учреждения последнего не известны - различные датировки разнятся на два века, но сходятся в том, что возник данный институт в период архаики. Эфоры представляли собой республиканскую по сути магистратуру, позволявшую оказывать влияние на царей и герусию.
В дальнейшем Спарта развивалась по пути олигархической республики. Выборы в эфорат достаточно быстро оказался под контролем богатой части аристократии, превращавшейся в финансовую олигархию. Особенно это характерно для рубежа V-IV веков. Тогда же активно проявился распад общества - из числа "равных" гомеев были исключены "опустившиеся" гипомейоны, ставшие неполноправной частью спартиатов. Пелопоннесская война привела к резкому возрастанию экономического неравенства, что фактически лишило Спарту тех, кто мог назвать себя "равными".
полис