вчера спонтанно пошли в Пушкинский музей - ту часть, которую сейчас занимает
европейское искусство XIX-XX вв. проснулась с мыслью, что хочу увидеть импрессионистов, и увидела.
во-первых, мне очень стыдно. я как заведенная ходила "смотреть на импрессионистов" в европейские музеи, а в Пушкинском была в последний раз в школе. всегда злили очереди - искусство должно быть доступным, открытым, а не квестом "постой 2 часа под снегом и дождем, чтобы приобщиться к прекрасному". но, оказалось, что 19 век уже давно перенесли и отдельное здание. никакой очереди, прошли за 10 минут, гардеробщицы вежливые, один минус - в кассе возмутились купюрой в 5 тысяч рублей, дескать, сдачи нет, хотя, уверена, кассирше просто было лень набирать по сотне. куда бы мы вблизи ХХС побежали разменивать деньги - непонятно, пришлось наскребсти мелочью.
во-вторых, мне стыдно-2. опять таки, набирала по крупицам впечатления в Европе. редко когда бывают большие коллекции. самый удачный "улов" был в
галерее Альбертина в Вене, но мы тогда попали на временную большую экспозицию импрессионистов. оказалось, что у нашего Пушкинского музея очень большое собрание и достаточно полное - пусть и по две-три картины, но есть и Дега, и Писсаро, и Сезанн, и Моне, и Мане.
вообще в искусстве (любом) я полный неофит - у меня рабоче-крестьянская семья, где никто не придавал значения знаниям в искусстве, музыке, в музеи меня не водили, а сама я до сознательного возраста ничем не интересовалась. а впечатления постигаю, скорее, через органы чувств, чем через историю. то есть мне важнее смотреть и чувствовать, а не знать о картине предысторию. важнее - не значит, что не важно второе, просто сначала я все-таки смотрю, а потом могу начать интересоваться направлением, историей, техникой. в общем, при нулевом бэкграунде, я только несколько лет назад поймала какой-то наркотический эффект от некоторых произведений. то есть у меня натурально щипало до слез глаза перед Климтом, кружилась голова перед "Венерой" Ботиччели, вчера я чуть в обморок не упала, засмотревшись на Дега, и не разрыдалась, изучая мазки Моне.
Дега - из серии нагих женщин. Пушкинский еще не отсканировал ту картину, но что-то вроде этого
и этот "Руанский собор вечером" Моне
"Кабачок" Эдуарда Мане
я могу сейчас до бесконечности показывать картинки, но все это не про то будет - не видно объем мазка, отражение света. вот еще Пикассо, пожалуй, ранний. "Свидание"
Пикассо я люблю именно такого, еще не схематичного, объемного, реалистичного.
огорчила история появления картин в музее. примерно 90% - это национализированные после 1918 года коллекции крупнейших российских коллекционеров. кто-то из них успел уехать за границу (и, надеюсь, хоть что-то да вывез), кто-то, как Иван Морозов, не смог бросить коллекцию. Морозов, например, еще работал помощником (!) хранителя своей собственной коллекции. и ведь за эти годы справедливость не была восстановлена, как я понимаю, - РФ считает, что за грехи отцов не отвечает, заводы-параходы никому не должна. я знаю историю, как в Болгарии один товарищ сумел отсудить себе у государства целую гору просто потому, что его дед на ней овец пас, а у нас - "всем спасибо, все свободны". я не предлагаю сейчас раздать все фонды, но хотя бы считать эти картины собственностью потомков коллекционеров, которые галереи просто выставляют, с отчислениями процента от продажи билетов... думаю, если потомок Щукина, вся коллекция которого выставляется в музее, приедет в Россию, то его тоже заставят заплатить 200 рублей за билет и посетуют, чтобы большие купюры не давал...