Из города юности Ярославля надо было как-то возвращаться домой.
Моя школьная подруга Наташа решила разделить со мной это приключение и в прошлый понедельник, 17 июля, мы выдвинулись в сторону Петербурга по северному маршруту: мимо Вологды и Череповца, через Тихвин и потом по трассе Кола.
Может было и одним днем махнуть до дома, да хотелось все же ощутить прелесть путешествий по России, посмотреть по пути на города и диковины. Решили заночевать в Тихвине, тем более, что там хранится артефакт удивительной силы!
Выехали поздно, в 10.00, утренние пробки в городе уже закончились, а обеденные ещё не начались, пролетели Ярославль за 15 минут от Нефтестроя до Заволжья!
С тремя остановками заправка - перекус- заправка+обед в 19:00 мы уже были в милой совершенно замечательной квартире из суточно.ру рядом с прудом и монастырем в Тихвине.
Поставили Ваню на парковку во дворе, выпили кофейку в квартире и пошли гулять солнечным теплым вечером - вокруг пруда, монастыря, по реке Тихвинке и старой части города.
Богородичный Успенский монастырь - главная достопримечательность Тихвина, его символ.
Эта мужская обитель, основанная в 16 веке, считается одним из ключевых центров паломничества на северо-западе России, так как здесь хранится почитаемый образ православной церкви - Тихвинская икона Божией Матери Одигитрии. По легенде, она была написана евангелистом и апостолом Лукой.
Недалеко от монастыря на реке Тихвинке находится восстановленный деревянный шлюз Тихвинской водной системы - одна из трёх водных систем, соединявших Волгу с Балтийским морем, движение по ней было открыто в 1811 году.
Водная дорога с Волги в столичный Петербург начиналась на месте современного Рыбинского водохранилища, проходила по рекам Мологе, Чагодоще, Горюну, Соминке, Валченке, далее по Тихвинскому соединительному каналу, по рекам Тихвинке, Сяси, Сясьскому каналу, Старо-Ладожскому каналу, Ладожскому озеру, и реке Неве.
Длина всей системы составляла 654 версты, 176 из которых - шлюзованные участки. Всего было 62 шлюза, 2 вспомогательных, питательных резервуара, всех пристаней - 105, важнейшие из которых Весьегонск, Сомино, Тихвин, Колчаново, Реброво и Сясьские Рядки. Пароходство осуществлялось по Мологе и Сяси, на остальном пути - конная тяга. Суда шли от Рыбинска до Санкт-Петербурга 29 дней. Находилась в ведении Вытегорского округа путей сообщения.
Тихвинский путь был самым коротким: от Рыбинска до Петербурга - 924 км. Наш маршрут "от дома до дома" составил 870 км, до Тихвина - 650.
Ччтобы плотина не была разрушена весенним паводком и ледоходом, как часто случалось - есть вот такие ледорубы.
В настоящее время сооружения системы, в том числе шлюзы, разрушены. Водораздельная часть, включая соединительный канал, по воде непроходима. В качестве музейного экспоната в г. Тихвине в 1980-е годы были восстановлены один шлюз и плотина, находящиеся возле Успенского монастыря, но весенним паводком 2005 года шлюз был разрушен. В 2012 году началось строительство и восстановление тихвинского шлюза, которое закончилось к весне 2014 года, а торжественное открытие состоялось 9 июля 2014 года, в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери.
Тихвинская икона помещена в главном храме монастыря - Успенском соборе в киоте у первого столпа справа от входа. И если пойти в храм утром, то людей на службе будет не так и много, можно спокойно подойти и пообщаться с Ней, что мы и сделали утром следующего дня, попав на завершение утренней службы и дальнейшую литургию.
Внутри собора сохранились богатые росписи, практически не пострадавшие в советское время, и очень интересная икона Георгия -Победоносца, на которой змей подозрительно похож на котика ;)
Самое узнаваемое здание Тихвина и его символ - Покровский храм с 5 колокольными башнями.
Монастырь открыт летом с 6 утра до 21 часа, открыт и сквозной проход через него для мирян. Нам в утреннем безлюдье (10 часов) встретилась спешащая куда-то пара молодых мамочек с колясками и детьми лет 5-6. Удивило и порадовало, что обе они сказали своим малым детям, что в этом месте кричать и шуметь нельзя.
Видите обшарпанную часть корпуса? Так это городской музей! ;)
Высоких старых деревьев внутри монастыря практически нет, в озеленении активно используются аптекарские травы: чабрец, душица. Конечно, нет того роскошного цветника, как у сестер в Толге. Но зато чувствуется, что горожане любят это место.
Не перестаю любоваться колокольней и ее обитателями.
Большой - самый большой из монастырских колоколов, был отлит в Москве в 1808 году и перелит после повреждения в 1813 году в Тихвине (при этом в сплаве увеличилось количество меди). Его вес после перелива возрос с 500 до 635 пудов. На колоколе при литье были изображены иконы из храмов монастыря: Вознесения Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Тихвинской и Беседной (находившейся в церкви «Крылечко») Божией Матери.
Полиелейный - весом около 300 пудов, подарен монастырю царем Федором Иоанновичем в память о царе Иване Васильевиче и царевиче Иване Ивановиче в 1589 году (по другим данным - в 1584 году[6]).
Всехдневный - весом 240 пудов, отлит в сентябре 1776 года при архимандрите Евфимии II мастером Алексеем Дмитриевичем Евдокимовым.
Ранний - весом в 119,5 пудов (119 пудов и 20 фунтов), в 1802 году перелит при архимандрите Герасиме из старого колокола 1549 года с добавлением меди.
Трапезный и великопостный - 40 пудов 15 фунтов весом, отлит 20 января 1803 года при игумене Герасиме, как следовало из надписи на нем.
Сигнальный - около 23 пудов весом, вылит в 1553 году.
Ну и огород в обители не такой образцово-показательный, как у сестре из Толги.
И вот что важно:
А если приехать чуть раньше, а выехать чуть позже, то можно еще погулять по очень милому, теплому и душевному городу Тихвину, в котором несколько современных ухоженных парков, прозрачный воздух, спокойные добрые люди и неторопливая жизнь маленьких российских городков.