Если вы еще не успели отправиться в путешествие по миру балета, самое время спланировать его сейчас, так как в эти выходные выставка
https://перваяпозиция.рф завершит свою работу.
И ведь чуть было не было - с февраля собирались, но «весной после работы ещё темно и противно, вот в конце апреля-мае непременно». А тут - оба! - он и случился, май, и близится закрытые выставки. Это решительно нельзя пропустить!
В первом отделении - разделе "Царская ложа" можно увидеть массу исторических чудес и диковин периода становления Русского балета: первые русские балеты в "Орфее и Эвридике," эскизы Петипа, портрет ножки Тальони, ее балетную туфельку; Эскизы декораций Андреаса Роллера и картину Григория Чернецова «Парад на Царицыном лугу»; парадный мундир Николая II и школьное платье и балетные туфли юной Матильды Кшесинской;)
Мне всегда было любопытно, как формализуется танец, в частности балет. С нотами и экспликациями все понятно, а как записать: черный лебедь в жете направо, белый крутит фуэтэ начиная с 68 такта после адажио? Про стайки лебедей и их перемещение по сцене немного стало понятно, а вот с "хорягой" пока ясности нет;)
Идем дальше, в век 20-й.
Легендарный костюм Лебедя и слепок ножки Анны Павловой.
Ну и какой Русский балет без Дягилева, "Весны священной", "Жар-Птицы"? Тут и Рерих отметился, и Бакст.
А вот и птица! Реконструкция 2019 года костюма Жар-Птицы с головным убором для балета "Жар Птица". Выполнена Т.К.Ногиновой по эскизам Л.С.Бакста для Пермского театра оперы и балета.
Много посетителей столпились у переписки в Лениным про судьбу Российского балета. Как всегда, дело упирается в финансирование, искусство не из дешевых, да... А уж идей была - масса! "Воюя с классической хореографией, Лопухов создал новый танцевальный язык, построенный на акробатических движениях. Однако эта акробатика постепенно стала превращаться в самодовлеющую цель. Апофеоз шпагата. Шпагат на полу, шпагат на головах кавалеров, шпагат "вниз головой" - ой, кажется мы знаем одну современную масс-балерину, которая, оказывается, в послереволюционном балете эпохи конструктивизма заятряла...
Хотите научиться делать Grand jeté pas de chat и поддержку «стульчик»?
Пожалуйста, в подробном разборе, указаны основные мышцы, задействованные при выполнении этих элементов.
Но сначала все в класс, в класс, предварительно ознакомившись с историей и парадигмой Русской балетной школы.
"Костюмерный цех" привлек особо пристальное внимание - на реконстукциях классических балетных пачек можно было хорошо рассмотреть все швейные приёмы и материалы, от накрахмаленной марли и кринолинов, до современной тафты и экцельсиора.
Внимательно позаглядывали под юбки, что уж там ;) У некоторых лебедей смешные пушистые трусики;) Или вот: специально изобретенная для балетов Баланчина пачка-пуховка.
И просто много-много самых разных балетных костюмов и украшений. Не всегда понятно, как в некоторых из них можно двигаться, но тут уж "матчасть надо знать", то есть сами балеты.
Костюм Людовика XVI работы Т.К. Ногиновой для Дианы Вишневой. Балет "Дивертисмент короля" 2016.
А это уже костюмы Майи Михайловны.
И еще много-много прекрасного, интересного, включая пуанты известных и великих балерин. У нынешних, стоит отметить, размерчик побольше будет. А вот, кстати, мне не хватило подробного разбора конструкции балетной обуви! С удовольствием посмотрела бы, что и как там устроено внутри, а также механику деформации балетной стопы. Ну и в "костюмерном цехе" выкройки пачек и пуантов, а также "схемы раскладки на ткани" были бы тоже не лишни (уж если идти в направлении "как это делается", то - до конца!)
А если серьезно - прекрасный гид по выставке здесь
https://snob.ru/culture/ot-pravleniya-carya-alekseya-mihajlovicha-do-putcha-1991-go-gid-po-vystavke-ob-istorii-russkogo-baleta/, например.
А сегодня идем в Капеллу на еще одно Российское чудо чудное - надеюсь, в следующих сериях;)