May 11, 2024 13:14
Посмотрел фильм «Ночь светла», снятый в 2004 году Романом Балаяном по сценарию, написанному им совместно с Рустамом Ибрагимбековым на основе рассказа А. Жовны «Эксперимент». Романа Балаяна по праву можно считать одним из лидеров советского авторского кинематографа, фигурой, прочно вошедшей в историю отечественного кино 20-го века культовой лентой «Полёты во сне и наяву» (по сценарию В. Мережко). Но на дворе век 21-й… В Нагорном Карабахе уже не осталось ни одного армянина, а карабахский армянин Балаян по-прежнему живет в Киеве, изредка снимает фильмы, до недавнего времени принимал заметное участие в общественно-кинематографической жизни Украины, и в 2020 году был даже удостоен украинской властью Ордена князя Ярослава Мудрого V степени «за значительный личный вклад в государственное строительство, социально-экономическое, научно-техническое, культурно-образовательное развитие Украины, весомые трудовые достижения и высокий профессионализм». Впрочем, доподлинно мне не известно, где в настоящий момент проживает Роман Гургенович, и доводится ли ему скрываться в бомбоубежищах во время бомбардировок Киева.
Возвращаясь к фильму «Ночь светла», хочу отметить, что в 2020 году на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге картина была удостоена приза имени Андрея Тарковского «за художественное воплощение высоких нравственных позиций». Откровенно говоря, история, рассказанная в фильме, не особо вдохновила меня на аналитику нравственных исканий героев. Действие разворачивается в стенах интерната для слепоглухонемых юношей и девушек и прилегающих к нему природных пространствах (лес, поле, речка). Зато куда более любопытным и увлекательным показалось другое интеллектуальное упражнение: попытаться выстроить аналогии между персонажами фильма и их взаимоотношениями с событиями последнего 30-летия, приведшими в итоге к трагическому, но неизбежному катаклизму «специальной войсковой операции» на Украине. И хоть миновало с момента появления картины целых 20 лет, не может быть, чтобы снимал её Балаян, не испытывая того влияния, которому подвергается любой художник, творящий в конкретных общественно-исторических условиях. Результатами поиска означенных аналогий поделюсь ниже, отметив предварительно, что они являются продуктом чисто субъективного зрительского восприятия.
Итак. Пациенты интерната. Юноши и девушки, от рождения и безвинно лишенные столь важных для познания мира человеческих ощущений, как зрение, слух и речь и вынужденные пользоваться лишь обонянием и осязанием для того, чтобы обрести сколько-нибудь стабильное существование среди людей и природы. В этих героях (а их на экране появляется немного, всего шестеро) я увидел украинцев. Тех, кто после распада Советского Союза автоматически оказался гражданином «незалэжной» и столкнулся с проблемой более-менее комфортной адаптации в новых условиях. В этой адаптации бережно и самоотверженно помогают несчастным «жертвам незалэжности» педагоги интерната: Алексей, Дмитрий, директриса Зинаида Петровна. Для меня они олицетворяют Россию и россиян, вплоть до 2014 года заботившихся о том, чтобы бескорыстно, по-братски помогать украинскому народу в решении всех тех «внезапно» возникших экономических и социальных проблем, что появились у Украины в результате государственного размежевания, учиненного в 1991 году в Беловежской Пуще. Кстати, завхоз интерната Петрович (роль В. Гостюхина) олицетворяет для меня именно Советский Союз и нравственные устои прежних времен.
В моем зрительском «кастинге» без аллегорической интерпретации осталось последнее из действующих лиц первого плана: практикантка Лика (роль О. Сутуловой). Для меня это Соединенные Штаты Америки. И даже не потому, что с первого своего появления в кадре дерзко и как-то «наотмашь» покушается на этические каноны социума, в который вторглась без приглашения. Напомню: появляется перед Алексеем полностью обнаженной и представляется нудисткой. И этот стартовый выпад персонажа Ольги Сутуловой воспринимается как сигнал к тому, что впереди действующих лиц ожидает еще много потрясений, возможно даже куда более серьезных и судьбоносных, нежели такое «житейское дело» как общение с голой коллегой по профессии (Не припоминалась ли авторам фильма 2004 года голая секретарша 1988 года из «Города Зеро» Карена Шахназарова?).
Да, практикантка Лика внесла немало соблазнов, смятений и неожиданных, сомнительной ценности ощущений не только в привычную жизнь пациентов интерната, но и педагогов. Влияние привнесенных новшеств образно вполне сопоставимо с тем, как в период ельцинского правления Россия (а также другие бывшие союзные республики СССР, привыкшие доверять авторитету Москвы) радостно запустила в свой «огород» американских «козлов». Прогнать которых президенту Путину впоследствии стоило немалых трудов (как в фильме прогоняет Лику директриса в исполнении Ирины Купченко).
Изгнанный из России «американский козёл» пристроился сразу «за забором», у соседей на Украине. Мог ли в 2004 году Роман Балаян предвидеть киевский майдан года 2014-го ? И не только майдан, но и Дом Профсоюзов в Одессе, смертоносные обстрелы Донбасса и прочую неонацистскую вакханалию киевского разлива, что вполне логично привела к хирургическому вмешательству «специальной военной операции»? Мой ответ: закоренелый романтик Балаян не был способен на такой жестокий полёт фантазии. Впрочем, талантливому художнику свойственно всю жизнь развиваться в мироощущениях. Главное, чтобы в правильную сторону шло развитие.