Коллективный Запад - КЗ - деградирует быстро и необратимо. Это уже, вроде, всем понятно. Причём понятно давно. Однако о причинах сей деградации до сих пор как-то глухо пишут.
Само собой, не претендую на теоретические высоты или исторические глубины. Просто мои бытовые впечатления, эмпирические наблюдения о причинах деградации КЗ.
Первые звоночки прозвенели сразу после Первой мировой войны. Тогда Освальд Шпенглер написал «Закат Европы», европейские интеллектуалы заныли о «потерянном поколении», а вся Европа стала быстро погружаться в болото фашизма. На европейское счастье Советский Союз победил фашизм и вытащил Европу из фашистского болота. А также на долгие годы установил в Европе прочный мир. Такого длительного мирного промежутка Европа, кажется, не знала за всю свою историю. Недаром тридцать лет с 1945 по 1975 в Европе назвали «славное тридцатилетие». В этот период Европа быстро развивалась по всем направлениям - промышленность, технологии, наука, культура, социалка. Строились новые крупные предприятия, оснащавшиеся всё более сложными и более производительными станками. На предприятия требовались новые и новые кадры квалифицированных рабочих и инженеров. Одновременно развивалась прикладная наука. У нас зачастую недооценивают роль прикладной науки в общем развитии КЗ. Между тем, за каждым малейшим бытовым улучшением, за каждым стиральным порошком и гелем для душа, за каждой кофемолкой и сокодавкой стоит труд научно-прикладных коллективов . Такое тесное сотрудничество науки и практики тоже быстро продвигало развитие КЗ. А также, благодаря ему, создавались всё новые коллективы высокообразованных работников, занятых общим делом. Соответственно, ширилось образование и повышалось его качество. Ну и мастера культуры не отставали. В годы славного тридцатилетия расцвели не только промышленность и наука, но и кино, музыка, литература, архитектура.
Всё шло прекрасно и только одно мешало наступавшему благолепию. Вот эти самые трудящиеся, которые всё это благолепие и производили. Как известно, источником любого богатства на земле является только человеческий труд. Других источников в природе не существует. Соответственно, стоимость труда входит в стоимость любого товара. И чем труд более сложный и производительный, более наукоёмкий, тем больше его стоимость. Квалифицированные и образованные европейские трудящиеся быстро осознали сию нехитрую истину и начали требовать повышения зарплат, сокращения рабочей недели, увеличения оплачиваемого отпуска, повышения пенсий. Ну то есть начали выколачивать из капиталистов стоимость своего труда. Раньше, ещё до Второй мировой войны, капиталисты прекрасно справлялись с любыми рабочими протестами путём репрессий. Но теперь времена поменялись, Европа, впав в ересь фашизма, опозорилась и потеряла моральный авторитет. А Советский Союз, напротив, приобрёл не только моральный авторитет победителя фашизма, но и стал сверхдержавой. Теперь уже капиталистам приходилось смирять свой нрав и идти на уступки трудящимся. При этом их прибыль неуклонно снижалась. А поскольку прибыль это цель капиталистического производства, то и само производство при критическом снижении прибыли теряло смысл.
Собственно, Карл Маркс предсказал это ещё в середине 19 века. Что большие сплочённые коллективы образованных рабочих и инженеров это готовая материальная база социализма. Останется только надстроить над этой базой соответствующее ей социалистическое государство и можно приступать к строительству коммунизма.
Но европейские капиталисты совсем не хотели строить коммунизм. В то же время и репрессировать трудящихся, при наличии СССР, они боялись. И они нашли, как им казалось, хитрый выход. Они решили вывести производство из Европы в Африку и Азию.
Вообще-то первыми начали США. Именно там в конце 1960-х внезапно появились когорты экологов. Которые стали рассказывать, что «вот сейчас за моей спиной отравляет всю округу какой-то глупый завод. А ведь раньше на этом месте рос лесок, зеленела травка, цвели цветочки. И как было бы хорошо, если бы дурацкий завод исчез и снова здесь зазеленела травка». В 1972 году Никсон поехал в Китай, договариваться. Этот визит был обставлен как судьбоносный, лаже оперу потом неплохую написала «Никсон в Пекине». Ну и всё завертелось. В США завертелось с начала 1970-х, в Европе - с начала 1980-х. Начали выводить западные капиталы в Азию и Африку.
Нашлись, конечно, умные люди, протестовавшие против этого. В основном, коммунисты и профсоюзные лидеры. Но их пропаганда сразу представила отсталыми ретроградами, которые ничего не понимают и только тормозят прогресс.
Постепенно в США и Европе сворачивались целые отрасли, исчезали рабочие специальности. Требовалось всё меньше и меньше квалифицированных рабочих, инженеров и прикладных учёных. Соответственно, скукоживалось образование. Постепенно основным источником пресловутого ВВП в странах КЗ стал финансовый капитал. А именно - в США и Европе располагаются штаб-квартиры крупных мировых банков и ТНК. И все транзакции этих монстров - прибыль, налоги, выплаты по акциям и по зарплате, биржевые торги - учитываются как ВВП. По надёжным данным более 70% ВВП в странах КЗ это циферки на мониторах , отражающие финансовые транзакции.
Понятно, что от такой бездарной жизни западный народ, потеряв возможность творить, выдумывать, пробовать на производстве, стал деградировать и глупеть. А поскольку каждое общество формирует себе государство по своему образу и подобию, то и политиков западное общество начало выдвигать соответствующих степени своей деградации.
Отсюда один вывод - надо беречь свою промышленность и развивать своё производство. Это основной залог сохранения народа в здравом уме и твёрдой памяти. И второй вывод - жизнь в стране зависит не от формы собственности, а от искусства управления. Можно и при капитализме процветать, как это было в Европе в «славное тридцатилетие». И можно при социализме всё погубить, как это сделали в Советском Союзе. Но это уже другая история.