(no subject)

Jul 04, 2023 19:13


Украинский национализм первой половины 20 века как разновидность нацизма. ч.2



Они не преследовали информационно-пропагандистские цели и имели военизированный характер. Структура галицких «Сечей» внешне копировала Запорожскую Сечь. Во главе каждого такого отряда «Сечи» стоял кошевой атаман, который подчинялся уездному. Уездные составляли «Главный Сечевой комитет» под руководством атамана, символом власти которого была позолоченная булава. В структуре царила жесткая дисциплина, регулярные маршировки, смотры и парады. Форма одежды сечевиков - казацкие шаровары, гуцульский топорик за поясом и широкая малиновая лента через плечо. Австрийские власти прямо поддерживали эти организации, рассматривая их как подразделения по борьбе как с галицкими русскими, так и Россией. К лету 1914 г. в украинских парамилитарных структурах - «Пласт», «Сокол», «Сечь» и др. - состояло около 135 тыс. членов [Манько 2016, 341]. На общем слете сечевиков летом 1914 г. присутствовали австрийские генералы. В дальнейшем члены этих организаций вошли в следующую парамилитарную структуру украинских националистов - «Украинские сечевые стрельцы» (УСС). 6 августа 1914 г. украинские националисты призвали создать военизированное формирование Украинских сечевых стрельцов (УСС), которые>позже принимали участие в боевых действиях против русской армии. В 1918 г. руководителями 1-го куреня УСС стали будущие руководители ОУН и будущие агенты немецких спецслужб - Е. Коновалец и А. Мельник. После прекращения существования Украинской Народной Республики значительное количество членов УСС перешло в другую парамилитарную структуру украинских националистов - УВО под руководством Е. Коновальца (а позднее и в ОУН). Организация вела активную деятельность на территории Польши. Аналогично нацистским парамилитарным организациям, она запугивала и уничтожала своих политических противников, занималась воспитанием и психологической обработкой украинцев, а также террором и диверсиями против польского государства. К наиболее нашумевшим терактам этой структуры следует отнести неудавшееся покушение на руководителя польского государства Ю. Пилсудского в 1921 г. В 1922 г. боевики УВО убили кандидата в Сейм С. Твердохлеба за то, что он отказался саботировать польские выборы. Также УВО активно занималась грабежами, для чего в ее составе была создана так называемая Летучая бригада во главе с Ю. Головинским. Последний был крайне радикально настроен по отношению к полякам - он предлагал отравлять должностных лиц Польши, а также водопроводы и колодцы по всей Польше. Его бригада совершила несколько громких налетов на кассы и почты в середине 1920-х гг. Структура и террористический опыт УВО послужили основой для создания и ОУН. Во время ВОВ именно такие парамилитарные структуры, как ОУН, Украинская повстанческая армия (УПА) 33, Полесская сечь и другие активно участвовали в геноциде евреев, поляков, русских и массовом терроре самих украинцев, что было рассмотрено выше. Антикоммунизм/антибольшевизм Одной из основных составляющих нацистской идеологии также выступал антикоммунизм или антибольшевизм. Еще в «Майн Кампф» А. Гитлер называл большевизм главным врагом: «Германия сегодня - очередная великая боевая цель большевизма». Один из основных идеологов нацистской Германии А. Розенберг утверждал: «Коммунизм, господствующий уже на одной шестой части земного шара под непрекращающимся давлением политических и финансовых требований, бесспорно перенесся бы и на Срединную Европу. Поэтому мы рассматриваем приостановку этой всемирно-разрушительной идеи в Германии не только как спасение для самой Германии, но и как спасение для всей Европы» [цит. по: Бовдаренко 1934, 89]. Многие исследователи считают этот признак фашизма и нацизма основным. Например, немецкий историк Э. Нольте отмечал, что фашизм - это антимарксизм, который стремится уничтожить врага [Nolte 1965]. А.А. Галкин писал: «Антикоммунизм, проповедь национальной и расовой нетерпимости, объяснение всех неугодных событий “заговором сил зла” используются в качестве идеологической отмычки, призванной завоевать массы» [Галкин 1989, 351]. Как и в нацизме, антикоммунистические или антибольшевистские идеи были составной частью идеологии украинского национализма. Так же, как и нацизм, украинский национализм пытался показать себя защитником Запада и Европы от коммунизма. Так, 23 сентября 1941 г. митрополит Греко-католической церкви А. Шептицкий в хвалебном письме А. Гитлеру заявлял, что он «будет молить Бога о благословении германской нации», >

и говорил о деле «искоренения большевизма» [Сергiйчук 2006, 179]. 1 августа 1941 г. один из идеологов ОУН Я. Стецько призвал украинцев «помогать всюду Немецкой армии разбивать Москву и большевизм»34. Важно отметить, что украинскому национализму также было свойственно глубокое неприятие демократии. Данный факт не вызывает удивления, учитывая, что в разработанной ОУН конституции Украина должна была стать авторитарным и тоталитарным государством. Антидемократические идеи настолько укоренились в украинском национализме, что его идеолог Д. Донцов публично проповедовал их даже в 1950-х гг., после поражения в ВОВ. В своей книге «Дух нашої давнини», изданной в Германии в 1951 г., он резко негативно оценивал демократической строй. Донцов сравнивал демократию с маскарадом, называл демократического избирателя бездумным, парламентских деятелей - демагогами, и утверждал, что ей свойственна «культура грядущего хама» и отвращение ко всему героическому35. По его мнению, украинский народ не видит идеала государственного устройства в «демократически-парламентарном балагане»36. Целый ряд исследователей также выделяют реваншизм как необходимый признак нацизма. В 1920 г. А. Гитлер сделал его частью своей программы «25 пунктов»: требование отмены Версальского договора и полного «самоопределения» для всех немцев. Под последним подразумевалось создание «великой Германии» за счет земель, принадлежащих другим странам, и необходимость расширения германской территории [Бланк 1978, 50]. Аналогично итальянскому фашизму и немецкому нацизму, идеи реваншизма были глубоко укоренены в украинском национализме. Прежде всего, имелся в виду реванш за поражение украинских националистов в Первой мировой войне, в которой они воевали на стороне блока Центральных держав. Следующим поводом стал проигрыш в гражданской войне, когда различные правительства украинских националистов так и не смогли удержать власть. Показательно, что еще в 1929 г. в своих заповедях украинского националиста С. Ленкавский упоминает о «великих днях нашей освободительной борьбы» и призывает «отомстить за смерть Великих рыцарей». Реванш за эти поражения стал важным элементом идеологии ОУН, которая, как и нацисты, выдвигала свою программу захвата советских земель. Сторонник геноцида и этнических чисток М. Колодзинский - автор «Военной доктрины украинских националистов» - пишет о планах захватить русские земли до Волги, затем «бросить все способное к бою население на линию Могилев - Саратов и перенести войну в Казахстан», а также то, что восточные границы украинского государства «должны проходить по Алтайским горам и Тянь-Шаню»37. Стремление к реваншу украинских националистов естественно усилилось после поражения в ВОВ, в которой они выступали на стороне нацистов. М. Манн также выделяет такой признак фашизма и нацизма, как «трансцендентность», под которым он понимает заявку на «преображение общества» с целью «превзойти» общественную борьбу» [Манн 2023, 30]. Он не относится к их основным характеристикам, однако также применим и к украинскому национализму. В Постановлениях II Конгресса украинских националистов прямо указано, что «ОУН борется за… уничтожение всех разниц на классы»38. Базовая для идеологии украинских националистов концепция «Нациократия» позиционировалась как универсальное решение, которое позволит пре>взойти имеющиеся классовые противоречия. В ней изложены «нациократические принципы сверхклассности и национальной солидарности» и провозглашено «государство выше классовых партий» вкупе с заявкой на «реформаторскую миссию». Наличие данного признака позволяет сделать вывод, что украинский национализм соответствует и тому определению фашизма, которое предложил М. Манн: «попытки создать трансцендентное национальное государство при помощи парамилитаризма, проведя народ через чистки» [Манн 2023, 28]. В завершение необходимо отметить, что целый ряд зарубежных историков не имеют никаких сомнений в том, что украинский национализм близок фашизму и нацизму. О данном сходстве пишет Гж. Россолински-Либе в своей статье «Фашистское ядро украинского геноцидного национализма» [Rossoliński-Liebe 2015, 27]. Ф. Брудер относит ОУН к классическим представителям националистического движения с характерными чертами фашизма. П.А. Рудлинг отмечает, что ОУН была «тоталитарной, антисемитской и фашистской» организацией, которая разделяла такие «фашистские атрибуты, как тоталитаризм, антикоммунизм, антисемитизм, принцип фюрерства» [Rudling 2011, 2]. Приведенные выше данные убедительно показывают, что украинский национализм первой половины XX в. обладает основными признаками как фашизма, так и нацизма. В его основу и практики легли радикальный национализм и расизм: идея расового превосходства, геноцид, этнические чистки, репрессивная и тоталитарная диктатура, парамилитарные образования, антикоммунизм и антидемократизм, реваншизм и др. Вместе с тем многочисленные документы показывают, что понятие «нация» являлось важнейшей частью ядра идеологии украинских националистов и немецких нацистов. При этом первые нередко использовали термин «украинская раса»39. Историк М. Манн отмечает, что как фашизм, так и национализм «разделяли одни базовые ценности», но «в нацизме на первом месте стоял национализм, в итальянском фашизме - этатизм. Но это лишь вариации одной темы». Соответственно, квалифицировать украинский национализм первой половины XX в. как разновидность нацизма точнее>

https://www.chatbro.com/files/tg/documents/2022/Mar/16/88Pwb/2023/Jun/04/file_9da4eb2a5122fddeb1816dcdb3b23ee4.pdf

Previous post Next post
Up