Заколдованное место

Jul 12, 2022 12:40

Уже в который раз начинают строительство Северного Широтного Хода. Может, хоть на этот раз повезёт?

В России стартовала большая стройка, проект которой зародился еще в середине 20 века


В России стартовала большая стройка, начало которой было положено еще в сталинские времена. Реализация проекта «Великого северного железнодорожного пути» или «стройки 501», как его тогда называли, началась после окончания Великой Отечественной войны. Надежная железнодорожная связь должна была способствовать укреплению северных границы нашего государства. При жизни Сталина было проложено 400 км самой высокоширотной магистрали. Однако с приходом к власти Хрущева работы в рамках данного проекта заморозили. В связи с появлением у Советского Союза ядерного оружия, военная потребность в «стройке 501» отпала сама собой. За долгие годы простоя большинство объектов «Великого северного железнодорожного пути» пришли в негодность и о проекте практически забыли. Однако открытие нефтегазовых месторождений в Сибири и Арктике снова потребовало создания надёжной и современной железнодорожной магистрали, которая теперь должна способствовать укреплению нашей экономики. Так на свет появился проект «Северный широтный ход», который практически в точности повторяет «стройку 501». В рамках вышеупомянутого проекта на прошлой неделе под Сургутом началось строительство второго моста через Обь. Его длина составит 1758 метров.

Стоит отметить, что данная переправа сегодня крайне востребована, так как первая ветка сильно перегружена. В связи с этим местные власти даже были вынуждены запретить передвижение по мосту в ночное время. Вторая переправа позволит перераспределить транспортные потоки и возьмёт на себя основную нагрузку двух федеральных транспортных коридоров. Но вернемся к «Северному широтному ходу». Его общая протяженность составит 707 километров. Новая ж/д магистраль позволит соединить станцию Обская Северной железной дороги со станцией Коротчаево Свердловской железной дороги. В целом, благодаря реализации данного проекта мощный импульс к развитию получат республика Коми, Ямало-ненецкий округ и Красноярский край. В то же время, безусловно, выиграет и вся Россия. Ведь синергетический эффект проекта способен добавить несколько процентов к нашему ВВП.
https://mt-smi.mirtesen.ru/blog/43432031878/V-Rossii-startovala-bolshaya-stroyka-proekt-kotoroy-zarodilsya-e?utm_referrer=mirtesen.ru


История Северного Широтного Хода богата и многострадальна.
ТАСС-ДОСЬЕ. 21 апреля 2021 года президент России Владимир Путин в ходе своего послания Федеральному собранию РФ объявил о необходимости запуска Северного широтного хода для освоения богатств Арктики. ТАСС подготовил материал об этом проекте.

Северный широтный ход (СШХ) - проект строительства железнодорожной магистрали, которая свяжет полуостров Ямал с Уралом и Северо-Западом России и обеспечит связь транспортной системы России через порт Сабетта с Северным морским путем. Пройдет по маршруту Обская-2 - Салехард - Надым и далее в направлении Нового Уренгоя по реконструированному существующему участку. Железная дорога предназначена для освоения природных запасов Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО).

Трансполярная магистраль
Северный широтный ход в целом повторяет трассу Трансполярной магистрали. Ее строительство велось в 1947-1953 годах между Чумом, Лабытнанги, Салехардом, Надымом, Уренгоем и Игаркой. В перспективе трасса могла быть продлена до Норильска и далее до Чукотки, однако документальные свидетельства о существовании такого проекта не публиковались.

В те годы еще не были открыты нефтегазовые месторождения в районе пролегания магистрали, и проект имел военно-стратегический характер. После смерти руководителя СССР Иосифа Сталина в 1953 году стройка была остановлена. В эксплуатацию успели ввести участки между Чумом и Лабытнанги (180 км) и между Новым Уренгоем и Надымом (230 км). Все остальные участки были заброшены.

К идее строительства магистрали в Заполярье, которая бы соединила Уральскую и Северную железные дороги по маршруту Салехард - Надым - Новый Уренгой, вернулись в середине 2000-х годов В 2006 году было создано ОАО "Корпорация Урал промышленный - Урал Полярный" (ныне АО "Корпорация развития"), в один из приоритетных проектов которого вошел СШХ. В том же году начато проектирование одного из самых сложных участков проекта - автомобильно-железнодорожного моста через реку Обь в районе Салехарда.

В октябре 2016 года ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) и правительство ЯНАО согласовали схему строительства дороги.
Проект строительства магистрали был утвержден в 2014 году и согласован в октябре 2016 года.
https://tass.ru/info/11206517


В конце 2017 года системный либерал Аркадий Дворкович (курировал РЖД) заявил, что строительство СШХ начнется в 2018 году и закончится в 2022 году. Зачем-то (хотя понятно, зачем) системные либералы стали тащить в проект так называемый частный капитал. Совместно с РЖД была создана концессионная компания, куда также вошел «Спецтрансстрой». Предполагалось, что концессионер вложит в строительство СШХ более 100 млрд рублей, а срок концессии составит практически 30 лет.

Судя по всему, Рейльян захотел реализовать проверенную схему. На реализацию проекта частной компании кредит выдал бы синдикат банков (конечно, государственных, так как частные не будут ввязывать в долгосрочные проекты). На эти деньги Рейльян построил бы СШХ и на протяжении практически 30 лет получал бы гарантированный доход. При этом не факт, что сроки строительства были бы соблюдены, а государство не пришлось бы увеличивать сумму гранта на реализацию проекта.

Но не сложилось. Финансирования на СШХ Рейльян то ли не хотел искать изначально, то ли все банки ему отказали, видя его «успехи» в работе над БАМом и Транссибом. В результате строительство Северного широтного хода было сорвано.
Найти виновников в срыве правительству и РЖД поручил лично Путин несколькими месяцами ранее. Разумеется, особо искать тут не пришлось. Все было и так очевидно.
В Иркутске задержан Юрий Рейльян, экс-владелец крупнейшего подрядчика госкомпании РЖД - «Спецтрансстрой».
https://cont.ws/@Severro/2126633

Вот я уверена, что именно такие рейльяны и составляли, в своё время, основной костяк жертв сталинских репрессий. А совсем не благородные борцы за идею, тощие безсеребренники с горящими глазами, которым даже чаю некогда было выпить, ибо сутками пропадали в библиотеках. Нет, тогдашние жертвы репрессий, как и сегодняшние рейльяны, были вполне упитанными и расчётливыми борцами за собственное благополучие за счёт трудового народа.

Северный широтный ход

Previous post Next post
Up