Отрывки из работы С.Е.Кургиняна "Судьба гуманизма в 21 столетии".
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Итак, есть мультицивилизационный (если цивилизация - это общность, сориентированная на одну религию) западный мир, обладающий определенной совокупной идентичностью. Да, очень неоднородной и сложно построенной идентичностью. Но ведь идентичностью! Да еще и наимощнейшей. Той идентичностью, которую нам навязывали в течение последних десятилетий, уговаривая войти в мировую, а на самом деле - западную цивилизацию. Той идентичностью, которая вгрызалась в нашу идентичность на протяжении многих столетий.
Той идентичностью, которая так и не срослась с нашей идентичностью. Мы ведь ощущаем, что не срослась. Для кого-то это ужасно, что не срослась. Но не для тех, кто верит в великую всемирно-историческую роль России. И именно поэтому с особой опаской относится к западной идентичности, посягающей на пожирание всех других идентичностей, включая нашу.
А как к ней не присматриваться, если она бесчинствует сегодня как никогда. И как тут не задуматься над тем, что не случайно она бесчинствует. Что эта самая западная идентичность всегда прятала под теми или иными гламурными масками нечто зловещее и глубинное.
Так не это ли глубинное сейчас выходит наружу? И не в том ли дело, что Западу надоело прятать нечто под масками, таить нечто в своих тайных подвалах? То ли он устал это таить, то ли... Словом, это потаенное, оно... нет, не то чтобы совсем уже превращается из тайного в явное (в этом случае наш разговор был бы бессмысленным), но... как бы это сказать...
Словом, жило это зловещее существо под названием «сокровенная западная идентичность» в неких сокрытых от глаз большинства человечества помещениях. Демонстрировалось оно лишь посвященным в западные таинства (прошу не путать с конспирологическими банальностями по поводу зловещих и всемогущих масонов - таинства были тогда, когда масонов не было и в помине). Остальным говорили, что никакого такого зловещего существа, конечно же, нет. Что его выдумали антизападники, они же - почвенники.
Потом это существо зарычало: «Зиг хайль!» - и вылезло наружу. Отцы наши и деды его загнали назад, так и не разобравшись с тем, что же это такое на них набросилось и откуда. За то, что не разобрались, заплатили страшную цену - потеряли СССР и Красный проект.
Впрочем, не только наши отцы и деды не разобрались в сущности того нацистского гада, который вылез откуда-то и куда-то уполз. Большинство человечества не разобралось, так ведь? А почему? Потому, что этому большинству человечества, сразу же после уползания гада назад, в потаенные помещения, стали внушать, что наружу вылезло нечто, не имеющее никакого отношения к сокровенной западной сущности. Что вылезшее представляло собой случайность (флюктуацию). Что никогда больше из недр западного мира ничего подобного не вылезет.
Большинство в это поверило. Меньшинству продолжали показывать в таинствах всё ту же зловещую сокровенную западную сущность. Но предостерегали от разглашения тайны. Причем не только потому, что тайное вообще не должно становиться явным, ибо, ставши таким, теряет силу, но и потому, что был СССР, была какая-то глобальная альтернатива. Покажешь тайный лик западной сущности большинству - оно испугается, отвернется и шарахнется к СССР. Ну, а потом СССР разрушили, и шарахаться стало некуда.
И тут же эта сущность стала... не то чтобы обнажаться, нет. Она стала вылезать на время. Набеги осуществлять и забираться обратно в логово. Она стала приучать большинство к своему существованию, внушать этому большинству, что ничего в ней нет этакого суперомерзительного. А те, кто продолжают об этой суперомерзительности восклицать, - замшелые ретрограды. Словом, к 2014 году человечество как-то уже отчасти попривыкло к вылезаниям гадины наружу, к ее набегам и к тому, что гадина эта - вовсе и не такая уж гадина. А так... - новая фаза в существовании человечества.
Кстати, на Украине именно эта гадина осуществила - очень демонстративно и беспощадно - свой набег на человечество (да-да, именно на человечество!). И тут дело не только в бандеровцах, в прямом славословии фашизма и нацизма, в наипошлейших уловках, с помощью которых фашизм отделяют от нацизма, и так далее. Намного важнее другое... Что именно? Ну, например, способность гадины лишать людей их человеческого содержания (нравственных императивов, свободы мысли и так далее). А также та безоглядность, с которой гадина апеллирует к грубейшим формам господства...
Утверждение № 1 - западная идентичность основана на невероятной притягательности Древнего Рима для всех народов Запада.
Поразительно, что накал этой притягательности не снижается тысячелетия. Но ведь он не снижается, правда же? Вновь и вновь - о римском правопреемстве, о граде на холмах, о римской идее... Всё это подается в разных вариантах, но с одинаковой страстностью. И тут что политологи и философы, что голливудские кинорежиссеры... Что же так притягательно? - спрашиваешь ты себя, - и натыкаешься на строчки из «Энеиды», где Анхиз внушает Энею, чем по существу своему должен стать Рим, строительство которого есть миссия троянского эмигранта.
Римлянин! Ты научись народами править державно - В этом искусство твое! - налагать условия мира, Милость покорным являть и смирять войною надменных!
Господство - вот что притягательно! Оно и только оно влечет представителей Запада к Риму на протяжении тысячелетий.
Утверждение № 2 - Древний Рим, этот эталон глобальной государственности, столь притягательный для Запада, явлен потомкам римлян в тысячах описаний. Но непревзойденно значимым для потомков является то описание Древнего Рима, которое дано Вергилием в его «Энеиде».
Утверждение № 3 - Вергилий предлагает очень странное, в чем-то даже противоестественное прочтение римской истории. То самое прочтение, которое я уже рассмотрел, обсуждая проблему так называемого КОВЦ (кочующего очага высокой цивилизации). Предлагаю читателю вновь обсудить это после внимательного прочтения Вергилия. Потому что теперь-то нет никаких сомнений в том, что концепция КОВЦ не привнесена мною как исследователем в не имеющий к ней никакого отношения предмет. Нет, сам предмет, коль скоро таковым является «Энеида», пропитан всем, что в корне противоречит праву народа на свое государство, на свою историю и так далее.
Вы читаете «Энеиду» и обнаруживаете, что никакой естественной и самодостаточной истории у Рима нет. То есть нет народа, который в силу своих особых свойств сумел построить государство, оказавшееся наиболее могучим и сумевшее со временем превратиться чуть ли не в глобальную империю. Нет, - говорит Вергилий, - не коренной народ строил Рим, выдвигая выдающихся политических лидеров. Рим строили троянские эмигранты. И даже не все эмигранты, а некая семья, обладающая особым предназначением. И властвовать над Римом должны представители этой семьи - они же Юлии (Юлий Цезарь, император Август, род Августа, он же - род Юлиев, он же - род Энея, он же...).
ИА Красная Весна
Читайте материал целиком по ссылке:
https://rossaprimavera.ru/article/sudba-gumanizma-v-xxi-stoletii-21 «Энеида» Вергилия, которую я так подробно исследую, за тысячелетия и впрямь пропитала собой господствующий класс Запада. Да, этот господствующий класс враждебен России. Да, и весь Запад ей враждебен сейчас. Если, конечно, говорить о том Западе, который волочет в определенную сторону господствующий класс. Да, господствующий класс за последние десятилетия стал не так подвержен гипнозу античности. Просто потому, что, разлагая свое общество, разложился сам. И, тем не менее, я настаиваю на том, что Запад продолжает быть не столько христоцентричным, сколько античноцентричным. Это вовсе не означает, что христианство не повлияло на Запад вообще. Это означает, что в конечном счете античность внутри западной цивилизации победила христианское начало, находившееся внутри той же цивилизации, и подчинила его себе.
ИА Красная Весна
Читайте материал целиком по ссылке:
https://rossaprimavera.ru/article/sudba-gumanizma-v-xxi-stoletii-22 Мы говорим о тех, кто ищет корни и впрямь величайшего государства. Того государства, о величии которого потом тосковали тысячелетиями создатели великих держав, стремясь приблизиться, соответствовать. Того государства, которое хотело представить свой народ (внимание!) как фундаментально антиварварский и единственно антиварварский.
Ну вот, наконец, и я могу, подобно уважаемым мною античным авторам исследований на данную тему, сказать, что, изучая с тщанием историю западной идентичности, я обнаруживаю одну ее фундаментальную особенность. Она состоит в том, чтобы представить свои корни именно подобным способом. Да и всю себя представить как нечто исключительно антиварварское, единственно антиварварское и т. п.
Разве Обама сейчас говорит что-нибудь другое? Разве не в этом суть всех его восклицаний на тему «прочь от нашей исключительности»?
Разве не то же самое звучало и звучит из уст европейских политиков?
Разве не это объединяет Запад?
А ведь начало-то это берет в древнеримской истории. В стремлении древнего имперского Рима отыскать своего наидревнейшего и чрезвычайно антиварварского предка. В каком-то смысле эллинского, разумеется. Но настолько древнего, что об обычном эллинизме и речи быть не могло.
ИА Красная Весна
Читайте материал целиком по ссылке:
https://rossaprimavera.ru/article/sudba-gumanizma-v-xxi-stoletii-23