https://topwar.ru/123503-nasilniki-v-maske-osvoboditeley-kak-francuzskie-generaly-sprovocirovali-terror-mirnogo-naseleniya-v-italii.html Как французские генералы спровоцировали террор мирного населения в Италии.
С 1990-х гг. в некоторых отечественных СМИ стали появляться публикации о «зверствах», которые якобы творили советские солдаты в Германии после вступления Красной Армии на ее территорию в годы Великой Отечественной войны. Конечно, любая война не свободна от жестокости, и солдаты всех армий мира - далеко не ангелы. Но очередная антисоветская (и антироссийская) кампания раздувалась отнюдь не ради восстановления исторической справедливости, а с целью поддержать известный пропагандистский миф о том, что Советский Союз был не лучше гитлеровской Германии и повинен в многочисленных военных преступлениях. При этом про зверства войск западных союзников эта же либеральная пресса, «разоблачающая» красноармейцев, вступивших на землю побежденной страны-агрессора, предпочитает стыдливо умалчивать. Между тем именно войска союзников «отличились» в годы Второй мировой войны и мародерством, и расправами над мирным германским населением, и массовыми изнасилованиями. Это неудивительно. В отличие от Красной Армии, где морально-психологическая обработка бойцов, политическая подготовка были на очень высоком уровне, в западных армиях (Британского содружества, США, Франции и других) она практически отсутствовала. К тому же был и еще один очень важный фактор.
Армии западных союзников включали в себя многочисленные формирования колониальных войск, укомплектованные выходцами из азиатских и африканских колоний Великобритании и Франции. Рядовой и сержантский состав этих частей набирался из африканцев и азиатов, людей совершенно иной культуры, с другим менталитетом. У них были совершенно отличные, собственные представления о войне, о победе, о побежденных, и собственная точка зрения на то, как следует вести себя с побежденными. Все это формировалось в рамках африканских и азиатских культур столетиями, если не тысячелетиями.
Печальная известность «главных насильников» Второй мировой войны в составе войск западных союзников закрепилась за французскими колониальными войсками, набранными из уроженцев Северной и Западной Африки. Как известно, еще в XIX веке Франция стала формировать первые подразделения, а затем и более крупные соединения, комплектовавшиеся жителями территорий современных Алжира, Туниса, Марокко, Сенегала, Мали, Мавритании. «Сенегальские стрелки», спаги, зуавы, гумьеры - это все они. Дети песков Сахары, гор Атласа и саванн Сахеля принимали участие во многих войнах Франции, в том числе и в двух мировых войнах.
«Война с женщинами» («guerra al femminile») - именно так называют вступление марокканских подразделений в Италию многие современные итальянские источники. К тому времени, когда союзники развернули боевые действия на итальянской земле, Италия уже практически вышла из войны. Вскоре пал режим Муссолини, а сопротивление союзникам продолжали оказывать преимущественно германские части, находившиеся на территории Италии. Помимо англо-американских войск, в Италию вступили и части французской армии, укомплектованные африканцами. Именно они наводили наибольший ужас. Но не на противника, а на местное мирное население. Это было второе пришествие уроженцев далекого Магриба на итальянскую землю - после средневековых высадок «барбарийских» пиратов на средиземноморском побережье Италии и Франции, когда пустели целые деревни, а их жителей тысячами увозили на невольничьи рынки Магриба и Турции.
В состав Французского экспедиционного корпуса, вошедшего на территорию Италии, входили полки марокканских гумьеров. Прежде они воевали в Северной Африке - против итальянских и германских войск в Ливии, а затем были переброшены в Европу. Части марокканских гумьеров находились в оперативном распоряжении командования американской 1-й пехотной дивизии. Здесь следует немного сказать о том, кто такие марокканские гумьеры и зачем они понадобились французскому командованию.
В 1908 году, когда французские войска колонизировали Марокко, командовавший экспедиционной армией бригадный генерал Альбер Амад предложил нанимать на военную службу выходцев из берберских племен Атласских гор. В 1911 г. им был дан официальный статус воинских подразделений французской армии. Первое время подразделения гумьеров комплектовались по привычному для колониальных войск принципу - офицерами назначались французы, чаще всего переведенные из алжирских частей, а солдатские и сержантские должности занимали марокканцы. Наиболее активно Франция использовала гумьеров в войне за установление протектората над Марокко. Свыше 22 тысяч марокканцев участвовали на стороне Франции в колонизации собственной родины, 12 тысяч из них погибли в боях. Впрочем, желающих поступить на французскую военную службу в Марокко всегда было много. Для юношей из нищих крестьянских семей это был неплохой шанс получить «полный пансион» в виде неплохого по марокканским меркам жалованья, питания, обмундирования.
В ноябре 1943 года подразделения гумьеров были направлены в материковую Италию. Используя марокканские части, командование союзников руководствовалось несколькими соображениями. Во-первых, таким образом, снижались потери собственно европейских частей за счет привлечения африканцев. Во-вторых, марокканские полки были набраны преимущественно из числа жителей Атласских гор, которые были лучше приспособлены для ведения боевых действий в горных условиях. В-третьих, жестокость марокканцев тоже была своеобразным психологическим оружием: слава о «подвигах» гумьеров шла далеко впереди их самих.
В союзных войсках гумьеры, пожалуй, удерживали пальму первенства по количеству преступлений против мирного населения на итальянской территории. В этом также не было ничего удивительного. Менталитет африканских воинов - людей другой культуры и другой веры - играл очень большую роль. Выходцы из Магриба оказались там, где они были силой против безоружного и беззащитного местного населения. Большое количество белых женщин, за которых никто не мог заступиться, а ведь у многих гумьеров, кроме проституток, и женщин то вообще в жизни не было - на военную службу большинство поступало холостыми. Кроме того, в полках гумьеров традиционно дисциплина находилась на гораздо более низком уровне, чем в других частях и соединениях союзных армий. Младший командный состав, набранный из марокканцев, сам имел точно такой же менталитет, как и рядовые солдаты, а немногочисленные французские офицеры не могли в полной мере контролировать ситуацию, так как опасались собственных подчиненных. Да и, чего скрывать, многие из них смотрели сквозь пальцы на зверства солдат, считая, что так побежденным и надо.
Широкую известность получила кампания союзников по взятию Монте Кассино в Центральной Италии, проходившая в мае 1944 года. Итальянские историки утверждают, что взятие Монте Кассино сопровождалось множеством преступлений против мирного населения. Совершали их многие солдаты союзных войск, но особенно «отличились» именно марокканские гумьеры. Историки утверждают, что гумьерами были изнасилованы в местных деревнях и селениях все женщины и девочки в возрасте от 11 и до 80 лет. Гумьеры не брезговали даже глубокими старухами, часто насиловали совсем маленьких девочек, а также мальчиков и подростков мужского пола. Примерно 800 итальянских мужчин, пытавшихся защитить своих родственниц от изнасилований, были жестоко убиты марокканскими гумьерами. Массовые изнасилования вызвали настоящие эпидемии венерических заболеваний, поскольку туземные солдаты часто болели ими сами, заразившись в свое время от проституток.
Конечно, виноваты в зверствах против мирного населения сами насильники. История не сохранила имен большинства из них, да и практически всех их в наше время уже нет в живых. Но нельзя снимать ответственность за поведение гумьеров и с союзного командования, в первую очередь - с руководства Сражающейся Франции. Именно французское командование решило использовать африканские части на европейской земле, прекрасно отдавая себе отчет в том, как африканцы, выходцы из колоний, относятся к европейцам. Для гумьеров и прочих подобных подразделений война в Европе была чужой войной, она рассматривалась лишь как способ заработать денег, а также безнаказанно грабить и насиловать местное население. Французское командование об этом прекрасно знало. Никакой местью побежденным поведение гумьеров оправдываться не могло - в отличие от гитлеровцев, зверствовавших на советской земле, убивавших и насиловавших советских людей, итальянцы не терроризировали Марокко и марокканцев, не убивали семьи гумьеров и вообще никакого отношения к Марокко не имели.
Маршал Франции Альфонс Жюэн (1888-1967). Имя этого человека, ветерана Первой и Второй мировой войны, осыпано не только почестями, но и проклятиями. Именно его называют одним из главных ответственных за преступления колониальных войск в Италии. Маршалу Жюэну приписывают знаменитые слова, обращенные к подчиненным:
«Солдаты! Вы боретесь не за свободу своей земли. На этот раз я говорю вам: если вы выиграете битву, то для вас будут лучшие в мире дома, женщины и вино. Но ни единого немца не должно остаться в живых. Я говорю это и сдержу обещание. Пятьдесят часов после победы вы будете абсолютно свободны в своих действиях. Никто не накажет вас потом, чтобы вы ни совершили».
Фактически этими словами Альфонс Жюэн разрешил насилие и благословил марокканских гумьеров на совершение многочисленных преступлений против мирного населения. Но, в отличие от неграмотных жителей далеких африканских гор и пустынь, Альфонс Жюэн был европейцем, вроде как культурным человеком, с высшим образованием, представителем элиты французского общества. И то, что он не только покрыл насилие (это можно было бы понять - репутация и все такое), но открыто призвал к нему еще до его начала, свидетельствует о том, что и французские генералы недалеко ушли от своих оппонентов - гитлеровских палачей.
Монте Кассино на три дня было отдано на разграбление марокканским гумьерам. Что творилось в окрестностях, сложно описать словами. Знаменитый роман всемирно известного итальянского писателя Альберто Моравиа «Чочара» посвящен, в том числе, и страшным событиям Итальянской кампании союзников. Сколько человеческих трагедий было связано с действиями гумьеров, сейчас уже и не сосчитать.
Правда, надо отдать должное командованию союзников, иногда за преступления, совершенные гумьерами, все же следовали и наказания. Некоторые французские генералы и офицеры сохраняли человеческие качества и достоинство и стремились всеми силами пресечь беспредел, творимый солдатами африканских войск. Так, было возбуждено 160 уголовных дел по факту преступлений в отношении местного населения, их фигурантами стали 360 военнослужащих, преимущественно - из марокканских полков гумьеров. Было вынесено даже несколько смертных приговоров. Но это капля в море крови и слез, устроенном марокканскими солдатами.
В 2011 году президент Национальной ассоциации жертв marocchinate (а именно так называют итальянцы те события) Эмилиано Сиотти пролил свет на масштабы трагедии военных лет. Только зарегистрированных случаев насилия, по его словам, было около 20 тысяч. Однако по современным оценкам были изнасилованы как минимум 60 тысяч итальянских женщин. В подавляющем большинстве случаев изнасилования носили групповой характер, в них принимали участие по 2-3-4 человека, но имели место и изнасилования женщин 100 и даже 300 солдатами. Не были редкостью и убийства жертв изнасилования. Например, 27 мая 1944 года в Валекорсе была изнасилована несколькими гумьерами 17-летняя девушка, после чего ее застрелили. Таких случаев было очень много.
Папа Римский Пий XII, осведомленный о происходящих ужасах, лично обратился к генералу Шарлю де Голлю, но лидер Сражающейся Франции не удостоил понтифика своим ответом. Американское командование предлагало французским генералам собственный метод борьбы с изнасилованиями - завести полковых проституток, однако это предложение принято не было. Когда война была завершена, французское командование спешно вывело марокканские полки из Италии, очевидно опасаясь широкой огласки и стремясь скрыть следы большинства совершенных преступлений.
1 августа 1947 года, спустя два года после окончания Второй мировой войны, Италия направила правительству Франции официальную ноту протеста. Однако французское руководство не стало предпринимать серьезных мер для наказания виновных и ограничилось дежурными фразами. Не последовало должной реакции и на повторные обращения Италии в 1951 году и 1993 году. Хотя преступления совершались непосредственно гумьерами - выходцами из Марокко, ответственность за них все равно несет Франция. Это именно французские маршалы и генералы, включая не только Альфонса Жюэна, который по справедливости должен был ответить за это перед судом, но и того же Шарля де Голля, выпустили джинна из бутылки.