20-футовые родственники

Jan 04, 2012 23:48



Я был очень удивлен, когда увидел в разных местах Копенгагена сразу несколько яхт практически неотличимых от моего "Лоппана". Я знал, что голландские яхты "Midget 20" очень похожи на шведские яхты "Havsfidra 20", но чтобы настолько…
Действительно, различить их сложно. Вот, разве что, у "Карлика" ахтерштевень вельботной кормы загнут задорнее, да ахтерлюк имеет овальную форму, в отличие от "Хавсфидры", на которой тот просто круглый. Короче, заинтересованный таким сходством, я начал копать…



Оказывается, все началось с того, что на небольшой датской верфи Lynæs Bådeværft, что до сих пор живет на севере острова Зеландия, в середине 60-х годов был разработан проект яхты "Lynæs Senior 18". Для корпуса был выбран новый для того времени материал - стеклопластик. Проект оказался удачным, по нему было выпущено около 40 яхт. На одной из них, с именем "STORMY II", датчанин Svend Billesbølle совершил одиночное кругосветное плавание.





Удачный проект был приобретен голландцами и несколько переработан. История "Midget 20" началась в 1969 году. "Карлика" начали строить в компании MARFRIG YACHTING, и реклама гласила, что это настоящий крейсер Балтики. Вот перевод текста рекламной брошюры:
"Это настоящий семейный крейсер с классическими обводами, которые характерны для лодок северной части о. Зеландия и известны еще с начала XIX века. Такие обводы и форму корпуса можно увидеть как на маленьких рыбацких лодках, так и на тяжелых рыболовных траулерах, занимающихся промыслом в проливе Каттегат. Эта форма, характерная для многих областей Северной Европы, считается идеальной для мореплавания, и практически без изменений дошла до эры стеклопластикового судостроения. Сначала мы делали рыбацкие лодки - теперь строим яхты.
Этот мини-крейсер надежен и безопасен даже в бурном море. Широкий корпус с длинным килем и тяжелым балластом, вес которого составляет 40% водоизмещения, как нельзя лучше приспособлен к морскому плаванию. Самоотливный кокпит, удивительно просторная каюта с отделкой из тика и красного дерева с четырьмя полноразмерными спальными местами, вместительные рундуки, туалет с раковиной, стационарный двигатель и полное снабжение, включая столовые приборы и стаканы.
Палуба и крыша рубки - сэндвич, толщина стеклопластика на бортах - от 6 до 8 мм, алюминиевый рангоут и дакроновые паруса…
Эта крепкая лодка обеспечит вашей семье массу удовольствия и при ближайшем рассмотрении не разочарует вас".

"Midget 20" был выпущен неплохой серией, в количестве около 120 экземпляров.







Теперь, для того, чтобы сделать рассказ полным, нам надо перенестись через Атлантический океан, в Канаду. Именно в этой стране история "Midget 20" получила продолжение после того, как их производство в Голландии было прекращено. В Канаде, компания Exe Fibercraft запустила этот проект в серию под названием "Nordica 20". Там яхта выпускалась с середины 70-х по начало 80-х годов, и за это время было построено около 200 экземпляров. Отличить ее от "Midget 20" можно по маленьким круглым иллюминаторам в носовой части рубки. В принципе, это оставалась все та же голландская яхта, с похожей планировкой каюты и стационарным двигателем BMW D-7 (7л.с.).







Но и на этом история не была окончена - практически в одно время с "Nordica 20" в Канаде появилась яхта "Halman 20" -- за ее производство взялась компания "Halman". Под этим именем на свет появилось еще 300 яхт являющихся по сути копией «Midget 20»
Проект был доработан для того, чтобы яхта выглядела более современной. Каюта стала просторнее благодаря тому, что в ней исчезла подмачтовая переборка (ее заменили парой пиллерсов), производители отказались и от установки стационарного двигателя, наличие которого сильно влияло на цену яхты. Изменилась и форма иллюминаторов на рубке.



Вот такая получилась история. Интересно, что все эти яхты объединяет место рождения - берега пролива Каттегат, наверное поэтому они так похожи.

Для любопытствующих, я свел в таблицу основные данные по этим яхтам:

Havsfidra Midget Nordica Halman
Длина, м             6,00   6,00   5,99   5,99
Дл. по КВЛ, м     5,00   5,15   5,15   5,03  
Ширина, м          2,20   2,40   2,38   2,37
Осадка, м          1,20   1,05   1,00   0,90
Водоизм., т          1,5   1,3      1,1   1,1
Балласт, т           0,6    0,5     0,45   0,45

лодки, havsfidra, длинная жизнь

Previous post Next post
Up