Это Palais Idéal, Построенный в конце 19-го века сельским почтальеном во Франции в близи Леона.
Все началось с того, что в один прекрасный день в каком-то из 1870-х годов, почтальен Фердинанд Шеваль, разнося людям письма, споткнулся на дороге о камень странной формы и подобрал его. Вскоре, он начал коллекционировать такие странные камни, когда их обралось очень много, начал оформлять их в конструкции. А спустя 33 года в одиночку возвел из этих камней дворец своей мечты, известный теперь всему миру как Идеальный дворец почтальена Шеваля, и являющийся примером того, что называется "арт брют" - сырое искусство.
* * *
А это одно из моих любимых произведений Дэмиена Херста. Заспиртованный в виде единорога белый пони с золотыми копытами. Инсталяция под названием "Детские мечты". Конечно, Херста я не смогла бы любить, если б не знала, что ни одно животное не было убито ради его творений. Нет, они умерли своей смертью.
На самом деле, зрелище в сочетании с названием поднимает бурю самых сложных эмоций. У меня, лично, вызывает пронзительную боль в сердце, выливающуюся в отчаянное желание спасти единорогов в своем сознании, и, возможно, даже чувство отрицания, как отказ мириться со смертью чего-то невероятно ценного. Эта работа словно мокрый осенний ветер, срывающий листья, такая же грустная и светлая, напоминающая о вечном, и очищающая через боль. По крайней мере, такой ее вижу я.
Я сейчас задалась целью, исследовать мир современного искусства, обойти все галереи в Киеве, прочитать про это все максимум, что найду. О стилях, о художниках... И вот я вижу, что весь этот академический "мир современного искусства", который порой существует лишь в галереях, который рискует превращаться каждый раз в искусство для искусствоведов, хоть я его и очень сильно люблю, сам по себе, часто начинает меня удручать. А на днях, я нашла книгу, которая несет в себе противоположность. Инвайроментальное творчество. Искусство людей, которые не имели ни малейшего отношения к культуре искусства, никакого образования, как почтальен Шеваль. Их творения наивные и сырые местами, в них порой не хватает утонченной мысли, чувства пропорции, которые есть в работах академических художников, но в них всегда есть эта первобытная страсть к созиданию в ее чистом виде, бьющая фонтаном из глубин какого-то божественного начала в нас. Страсть, не замутненная эгоистичной амбицией создать шедевр, академическим видением и прочими вещами, которые часто подавляют в художнике самого Художника...
Незнание ничего об искусстве дает невинность вдохновению, а академическое образование воспитывает вкус, что тоже важно. Поэтому именно их сочетание мне нравится. Чтобы создавать шедевры искусства, нужно балансировать на тонкой грани между реальностью и фантазией. А в точке, где встречаются мир белых комнат галерей и мир обычной жизни, случающейся каждый день с 7 миллиардами существ, в этой самой точке, искусство рождается живым. И, до холодка в конечностях, настоящим.