Оригинал взят у
govori_slushai в
Назло. Многие трудности родителей идут от того, что они считают, что дети делают что-то специально, чтобы их позлить или расстроить. Между тем, очень много дети делают потому, что не могут иначе, потому что у них есть потребность, и она требует удовлетворения.
И это заблуждение хорошо отражено в языке, в речи родителей. Так, например, наречие назло, часто используется при описании действий ребёнка. "Всё делает назло", "Назло мне взяла и испортила вещь", "Назло мне не захотела есть/спать/надевать". Между тем, за этим назло скрывается что-то гораздо большее и гораздо важное для ребёнка и родителя.
"Назло вам всем откушу себе палец".
Но о чём же эта фраза? О том, что ребёнок хочет самостоятельно принимать решения. Таким образом он восстанавливает свою утраченную или ущемлённую свободу, даже если это действие не даст никаких выгод и даже причинит ущерб. Это заложено природой человека. Называется - реактивное сопротивление. И обычно, оно не ощущается человеком. Просто есть потребность в свободе, всё существо на это настроено и к этому стремится. И автоматически, при угрозе уничтожения этой свободы включается механизм, который должен показать, что всё "ок", я - живое существо, я спонтанен и неподконтролен.
Так стоит ли так сильно волноваться из-за того, что у ребёнка сработал механизм защиты, который он не может контролировать? Человек - существо эгоцентричное, и мы часто ставим себя в цент того, что происходит вокруг. И в этом случае, родители посчитают, что именно они стали первопричиной этого действия, и ребёнок хотел разозлить их этим поступком. Между тем, ребёнок не хотел вызывать негативные чувства, хотя злость была. Она появляется вместе с реактивным сопротивлением, как одна из его составляющих. Родители могут чувствовать эту эмоцию, перенимить её с помощью эмпатии и чувствовать злость. Чувства ведь заразны. И вот, уже кажется, что малыш отказывается надевать шапку именно из-за желания позлить, а не из-за того, что он стремится восстановить свою свободу.
Между тем, родители играют важную роль в том, чтобы реактивное сопротивление возникло. Чем больше над ребёнком контроля, чем больше ему говорят, что нужно, а что не нужно делать, чем меньше у него есть возможность самому выбирать важные для своей жизни вещи, тем сильнее у него реактивное сопротивление.
Мы не можем изменить природу человека, но мы можем создать благоприятную среду для него. Опять прихожу к выводу, что стоит воспитывать себя, а не детей.