Написала и поняла, что не все сказала :-)
Если спросить у Гугла, чем бы заняться, можно получить такие увлекательные варианты, как программирование, резьба по дереву и домашнее пивоварение. Среди этого множества нет даже занятий йогой, не то что чтения о ней или погружения в древнюю индийскую медицину. Желания и необходимости вникать в понятия этих двух методик, вполне может не быть даже у практикующих (йогу). Ниже - несколько переработанный конспект Введения в йогатерапию А.Г. Мохана и Индры Мохан. Возможно, кому-то поможет разобраться, если есть такая потребность. Возможно.
Если подходить к Йоге и Аюрведе с практической точки зрения, то две эти системы являются составными частями рабочей модели по сохранению здоровья и избавлению от болезней. Согласно этой модели, на состояние здоровья влияют шесть факторов: диета, окружающая среда, образ жизни, физическая активность, дыхательные упражнения и работы с сознанием (можно и перефразировать - с психическим состоянием). Честно говоря, никаких особых отличий от привычной медицины (ну, кроме, может, учёта дыхательных паттернов) - диета, режим, экология, спорт и “спокойствие, только спокойствие” (с).
Йога преимущественно работает с … сознанием. Безусловно, йога это асаны, ничего радикального, но асаны и не только. Аюрведа же больше концентрируется на том, как сохранить/восстановить баланс состояний и функций организма. Для этого использует понятие пяти элементов и дош.
Понятие пяти элементов в аюрведе (медицине) вовсе не тождественно попытке описать происхождение Вселенной. Все упоминания (перво)элементов используются совершенно не для проповедования картины мира, в которой в космической пустоте летают куски огня, земли и божественного замысла, а человек, в добавок, состоит из смеси земли с огнем или воды с ветром. Пять элементов - всего лишь удобные (во времена становления науки аюрведы ОЧЕНЬ удобные, это сейчас уже непонятные) символы - собирательные образы, ярлыки для группировки десятков свойств окружающих нас предметов, явлений. Можно было бы сделать реверанс в сторону сухого научного языка и переложить древние трактаты на современный лад: согласно нашей методике, окружающие предметы, с которыми мы вступаем во взаимодействие и которые оказывают влияние на состояние нашего здоровья, условно можно разделить на пять групп, в соответствии с их свойствами.
Можно. Но путаница с группами вышла бы не меньшая. Все же, возможно, несколько поэтичные названия этих групп, иногда простраивают ассоциативный ряд и путаницу уменьшают. Например, среди пяти групп/категорий/элементов - эфир, воздух, вода, огонь, земля, последняя - самая твердая, плотная, тяжелая. Прилагательных, которыми можно охарактеризовать предмет, явление, событие - огромное множество, для удобства используетс категоризация (мы же разделяем одушевленные и неодушевленные предметы, отличаем в биологии кусты, траву и деревья, а в анатомии препарируем неделимое - Человека: кости, кровь, мозги, конечности). Пять “элементов” - это всего лишь удобный (в нашем контексте) способ разбить множество на группы, а не заниматься бесконечным перечислением всех возможных вариантов. Врачи, прописывая диету, не перечисляют все запреты, а сокращают до: никаких цитрусовых, соусов, кофеиносодержащих. Индийский врач говорит: “что-то огонь разгулялся в организме”, - и все - паника и отторжение. (Умение логично выражать свои мысли, в последнее время, - редкий дар…)
Итак: когда употребляется один из элементов (эфир, воздух, вода, земля, огонь), подразумевается не конкретный материал (не песок, не пламя, не H2O, не кислород), а одно или несколько свойств/качеств сгруппированных в категорию обозначенную одним из этих элементов.
Человеческое тело - не статичный предмет, а сложная биологическая система. Биологической системе свойственно менятся, взаимодействовать своими частями или с окружающей действительностью. Недостаточно описать все возможные функции или свойства отдельных частей огранизма, необходимо учесть их взаимодействие между собой (примитивный пример: не часто хочется есть, когда болит голова, хотя связи прямой нет. Кроме, конечно, того, что “я в нее ем”). Понятие дош, используемое аюрведой, представляет собой совокупность качеств и сопряженных функций. С точки зрения аюрведы, болезнь - это всегда нарушение баланса в биологической системе (теле), а лечение - восстановление баланса. Поэтому болезни и причины могут быть разные, но суть одна - нарушено взаимодействие между тремя основными функциями организма - Ватой, Капхой, Питтой.
Среди основных свойст Ваты: сухость, легкость, холодность, прозрачность, мобильность или подвижность, “едва-заметность”, шершавость, неровность, отсутствие целостности. Питта объединяет маслянистость, тепло (как и состояние горячности - температуру, так и остроту жгучего перца или едкость кислоты), легкость, текучесть. Капха в свою очередь - маслянистая, жирая, тяжелая, холодная, мутная, плотная, густая, медленная, тягучая, крупная, мягкая, слизистая, малоподвижная, твердая. Сначала, безусловно, хочется схватиться за голову. Как так можно быть маслянистой и слизистой? Или подвижной и шершавой?! Еще раз: каждое из трех понятий - не описание конкретного предмета/органа, а совокупность, группа, категория. Врач традиционной медицины говорит: да это у вас вирус, попейте таблеточки красненького цвета. Или врачи стали, прям, конкретный штамм указывать? Индийский врач скажет: похоже, у ваших суставов [проблема с целостностью] капха понизилась, а вата чрезмерно увеличилась.
Помимо тела, не стоит забывать и о душе, разуме, сознании. Это, непознаваемое органами чувств, нечто, тем не менее, невозможно исключить при рассмотрении биологическй системы Человек. Многочисленные мысли, эмоции и состояния необходимо учитывать и, конечно, категоризировать. Йогически подход предлагает систему из трех категорий - гун: саттва, раджас и тамас. Под саттвой понимается состояние удовольствия, спокоствия, ясности. Раджас можно сравнить со страстью - ативное состояние побуждающее к действию, будь то погоня за желаемым или активное избегание чего-то неприятного. Состояние непонимания, отсутствия ясности, смятение чувств, несвоевременность реакций - бездействовать в правильный момент или действовать когда позно/рано, объединяются в общее состояние тамас.
Йога и аюрведа позиционируют саттвическое состояние как естесственное и желательное состояние Человека. Заманчиво: спокойствие, взвешенность реакций и решений, внутреняя непоколебимость и состояние непривязаности к результату. В свою очередь раджас - импульсивность, горячность, нацеленность на результат, но и погоня за чем-то постоянно ускользающим (перфекцинисты - молодцы, но бывают ли они хоть на секунду счастливы и довольны?). Качества тоже не самые худшие, но погоня за результатом должна когда-то заканчиваться или хотя бы приостаналиваться - выпить шампанского за успех, а не завершаться летальным исходом в силу истощения. Тамас - инертность, ступор, состояние непонимания и подавленности, явно не в списке желаемых состояний.
В большом мире бывает сложно предсказать результат взаимодействия между людьми, влияние на Человека различных событий и их сочетаний. Гораздо предсказуемее мир материальный - реакцию на еду или среду предсказать зачастую можно. Не стоит забывать, что еда тоже влияет на наше внутреннее состояние - разные продукты по-разному. Сложно оставаться умиротворенным и спокойным, если в кишечнике происходит избыточное газообразование, от обилия острой пищи изжога, а из-за сладкого обсыпало и чешется (Это крайности, да, но человеческая природа такова, что пока не заболит, чаще всего и внимание то не обращаешь (на себя, здоровье)). Помимо изменений в состоянии, на которое оказывают влияние, например, продукты питания, меняется состояние и под воздействием нематериальных факторов - грустное событие увидеть, шум стройки под окнами стал раздражать, недосып сказывается, слишком много разговоров, а хочется посидеть одному, радостное что-то вспомнилось, незнакомец нахамил или улыбнулся. В этом изменчивом со всех сторон мире рекомендации у индийских практиков и медиков не отличаются от советовов современных психологов и статей в Космо: старайтесь беречь состояние внутренего спокойствия, баланса, умиротворености. Гоните негатив прочь, отпускайте плохое, старайтесь не нервничать. :-)
Здоровье, хорошее настроение, живой ум - универсальные цели. Йога и аюрведа предлагают свою систему, свой путь достижения этого результата. Кому-то подходит, кому-то нет. Кому-то по душе современные диетологи, бег по утрам и психологические консультации. Кто-то ищет счастья на дне бутылки, в трудо- или шопоголизме, в полном погружении в “дети и быт”. Йога это не универсальное решение, не волшебная таблетка, не гарантированное спасение. Йога - это просто метод, это дорога, это выбор. И этот выбор всегда можно поменять.