Старые улочки в центре Пекина, застроенные одноэтажными домами, некоторым из которых более ста лет, называются хутунами. Когда-то это были бедные кварталы, где по периметру прямоугольного двора строились дома фасадами внутрь. Каждый двор принадлежал одной большой семье. Теперь же, чтобы купить один маленький домик в таком квартале, нужны миллионы.
В одном из таких дворов, перестроенном под гостиницу, мы поселились на пять ночей. И во дворе и внутри домов все отремонтировано: пол с подогревом, свой санузел с душем в каждом номере (изначально жители хутунов свои горшки на улицу выносили), застекленные веранды в номерах подороже. Но атмосферу старины хозяевам удалось сохранить.
А когда через два дня после нашего приезда выпал снег, все и вовсе стало как на открытке.
Также как хутуны, городские власти попытались сохранить и бывшие промышленные зоны, переоборудовав их в общественные культурные пространства. Эта идея не нова. Ресторанами, кафешками и художественными галереями в стенах бывших заводов уже никого не удивишь. Но отличительной чертой пекинского проекта, для меня лично, стало невероятное количество сохраненного металла. Все эти трубы, балки, рельсы и баки в других местах уже давно бы порезали и сдали на металлолом, оставив только кирпичные стены. А здесь эти металлические громадины под открытым небом выглядят впечатляющее.
Вот эта небольшая скульптура из ржавого железа мне тоже приглянулась.
Но, как власти не старались, - ничего у них не вышло: дух творчества не желает витать там, где ему велено. Больше половины помещений пустует, а там, где еще теплится жизнь, бродит всего пару человек даже в воскресенье. Низкого уровня картины, какую-никакую еду и всякие дизайнерские штучки (светильники-бананы, деревянный велосипед, бокалы ручной работы с пузырьками воздуха) при желании еще можно отыскать, но все явно идет на спад.
Неожиданно, в одной из галерей, мы открыли для себя китайского художника, картины которого нам очень понравились. Дедуля прожил 93 года, почти треть из которых провел в тюрьме во времена культурной революции. И только выйдя на свободу уже в почтенном возрасте, занялся любимым делом - живописью.
На одной из первых картин он изобразил себя в виде рыбы, а китайскую репрессивную машину в виде кота. Но рыба так просто не сдается, это ерш, который колется и сопротивляется.
Обо всем этом нам поведала бабушка, театральным голосом вещавшая для местного телевидения о нелегкой судьбе замечательного, но никому не известного художника.
Зато совсем рядом, как раз в это время, проходила выставка знаменитого современного итальянского художника Маурицио Каттелана. Его концепт-арт, в виде приклеенного скотчем к стене банана, проданный за 120 000 долларов, вызвал бурные дискуссии в мире искусства. Бесплатно, мы бы конечно сходили поржать, но поскольку за вход брали по 120 юаней, живьем этого шедевра мы так и не увидели.