Многим известно, что в Харбин, город на северо-востоке Китая, нужно ехать зимой, когда там проходит фестиваль снежных и ледяных скульптур. Интернет пестрит фотографиями грандиозных сооружений невиданной красоты и размаха, срок жизни которых всего несколько недель.
Вопреки всему, мы приехали в Харбин в июле.
Пассажиров, прибывающих в Харбин на скоростных поездах, приветствует старенький паровоз.
В отличие от организованных групп китайских туристов, нас с флажком никто не встречает.
Торопиться нам некуда, поскольку прибыли мы в восемь утра, а заселение в квартиру, которую мы сняли на пару дней, только после двенадцати. Поэтому, выйдя из здания вокзала, бредем куда глаза глядят и набредаем на ярмарку.
В длинном переулке кусок проезжей части загорожен и прямо на тротуаре торговцы предлагают свои товары: овощи, фрукты, мясо, специи…
Внушительный выбор самогона из кукурузы и гаоляна (злаковые из рода сорго). На банках указано, что выдержка 3 года, а на заднем плане условия акции: берешь 5 литров, получаешь 2,5 в подарок.
Мужик в «спецодежде» продает средства от насекомых.
Кто-то печет пирожки, кто-то волосы стрижет.
Мы первым делом на бабулю с хлебом набросились.
В лавке приобрели два пирожка с мясом и кусок колбасы, а потом увидели ряженку и на радостях забрали все пять пакетов (сладкая оказалась, ну и ладно).
Прикупили огурцов и вкусных помидоров. Какой-то мужик нам еще пару килограмм помидоров просто подарил, но они не вкусные оказались, зря таскали.
Со всей своей добычей уселись в парке на скамейке. Пока мы колбасу с хлебом и помидорами наворачивали, вокруг нас бабушки стали собираться, интересоваться, откуда мы такие взялись. Потом выяснилось, что здесь у них место утренней танцевальной гимнастики.
После сытного завтрака на свежем воздухе мы отправились в местный музей. Одна часть музея состоит из коллекции какого-то мелкого коллекционера, который собирал предметы по принципу «все, что под руку попадет». Тут и старые часы, и телефоны, и посуда, и мебель, за редким исключением всякий хлам, не имеющий никакой ни материальной ни художественной ценности.
Вторая часть музея отдана под коллекцию живописи современных русских художников. Картин много, но всего пара из них заслуживает какого-то внимания. Вот такой диптих, например, к которому таблички с названиями «Оттепель» и «Культ личности» китайцы местами перепутали. Мы то сразу понимаем о чем речь, а для китайцев пойди разбери.
Несколько залов отличной европейской гравюры.
Тут и известные нам имена попадаются. Екатерина смешная получилась - тело отдельно, голова отдельно, а Петр ничего.
И красивейшие городские пейзажи с изображением Кантона (так раньше в Европе называли Гуанчжоу).
Гравюр много, есть что порассматривать. Вон какие сандалии классные, одни даже с шипами.
В другом зале среди фотографий одна была смешная.
Весь музей не смогли обойти, силы кончились, да и подошло время в квартиру заселяться.
На следующий день гуляли в районе так называемого «культурного острова» с оперным театром, вокруг которого огромный ландшафтный парк на реке.
Здание самого театра очень навороченное. Открыли театр в 2015 году, тогда здание получило награду как «лучшее культурное здание» в номинации «Мировой проект года».
Окна нашей съемной квартиры выходили на Софийский собор и площадь вокруг него. Интересно, что в 1957 году храм был закрыт и превращен в студенческое общежитие, а в период «культурной революции» его и вовсе собирались снести. К счастью, времена поменялись, и в 1997 году произошло все с точностью до наоборот - городские власти взялись восстанавливать и сам собор, и площадь вокруг него, для чего снесли парочку близлежащих кварталов.
Практически в ста метрах от площади с русским храмом стоит здание в псевдо восточном стиле, на котором висит афиша театральной постановки с изображением бабушки-ветерана с какой-то пластиковой буденовкой на голове.
Такой переход от русской церкви к китайскому ветерану очень символичен. Когда в самом конце ХIХв. Российская империя вела строительство Китайско-Восточной железной дороги, вдоль железнодорожного полотна шла так называемая полоса отчуждения, другими словами - русские селились на фактически китайской территории. Вокруг одной из железнодорожных станций возникло поселение, которое 1917г. разрослось до города со стотысячным населением, среди которого русские составляли более 40%. После Октябрьской революции многие купцы, дворяне, офицеры и белогвардейцы бежали в Харбин и к 1924 году уже только русских эмигрантов насчитывалось около ста тысяч. Потом, правда, город окупировали японцы, а в 1946 явились бойцы освободительной Красной арми, которые просто перестреляли недобитых белогвардейцев. К сожалению, не многое из архитектуры того периода сохранилось до наших дней, но некий русский дух остался. Центральная пешеходная улица мне вообще Одессу напоминает.
Во время прогулки по этой улице откуда-то доносился один и тот же фрагмент мелодии «подмосковные вечера», такой навязчивый, хоть уши затыкай! Мы все думали, что это кто-то пиликает, собирая деньги у прохожих, а оказалось, что это мусороуборочная машина расчищает себе путь.
В русских магазинах соответствующий ассортимент, половина которого изготовлена в Китае (боюсь, что больше половины всяких матрешек и ушанок, продаваемых туристам в Москве, тоже тут делают).
Город Харбин стоит на реке Сунгари одном из притоков Амура. Между двумя берегами реки есть остров, своеобразный гидропарк, точно, как в Киеве.
Также, как в Киеве, это любимое место пенсионеров, где они проводят дни напролет: загорают, купаются, играют в карты, выпивают и закусывают.
Остальной народ гуляет, сидит в кафешках, а еще кормит оленей. Пятнистые олени бродят по лужайке, окруженной невысоким забором. Только самца к дереву привязали - дети его побаиваются. Каждый желающий, чтобы войти в загон, должен купить не билет, а мисочку с сухим кормом, которым олешек можно угощать.
Во многих местах в Харбине надписи дублируются на русском языке, часто это даже весело
Вот старые рулетки в музее
А это вывеска и указатель в парке
Хороший город. Еще поедем.