На что похоже....

Dec 14, 2011 13:31

Гюста́в Лебо́н (Ле Бон, фр. Le Bon Gustave; 1841-1931) - знаменитый французский психолог, социолог, антрополог и историк, бесспорный основатель социальной психологии. Одним из первых попытался теоретически обосновать наступление «эры масс» и связать с этим общий упадок культуры.

Книга первая «Психология народов»
Основу цивилизации составляет душа расы, сформированная наследственными накоплениями. Она также прочна и не подвержена изменениям, как и анатомические признаки расы. Душа расы представляет общность чувств, интересов верований.
Все изменения в государственных учреждениях, религиях не затрагивают душу расы, но душа расы влияет на них.
Искусство и культура - не показатель цивилизованности народа. Как правило, во главе цивилизаций стоят народы со слабо-развитой, утилитарной культурой, но сильным характером и идеалами. Сила цивилизации не в технических и культурных достижениях, а в характере и идеалах.
Ценности латинских народов - подчинение сильной, деспотичной власти; англосаксов - приоритет частной инициативы.
Естественная тенденция эволюции цивилизаций - дифференциация. Панацея демократии - достижение равенства через воспитание и навязывание своей культуры высшими народами низшим, - заблуждение. Несвойственная народу даже более высокая культура подрывает его нравственность и уничтожает ценности, сформированные веками, что делает такой народ еще ниже. В большинстве случаев, новые верования и учреждения приносят лишь новые названия, не изменяя сути уже имеющихся.
Кроме наследственных чувств на историю народа влияют идеи-догмы. Опускаясь в сферу бессознательного, они имеют огромную силу. Единственный враг веры - другая вера.
Всеми своими успехам народ обязан лишь горстке избранных, которые реализуют события подготовленные веками.

Книга вторая «Психология масс»
В XIX веке власть толпы сменяет власть элит.
Основные свойства толпы: анонимность (безнаказанность), зараза (распространение мнения), внушаемость (толпу можно заставить видеть даже то, чего нет на самом деле), стремление немедленно претворить свои идеи в жизнь.
Психология толпы похожа на психологию дикарей, женщин и детей: импульсивность, раздражительность, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждения и критики, преувеличенную чувствительность.
Поведение толпы изменчиво, так как она реагирует на импульсы.
В толпе нет сомнений. Она впадает в крайности, при которых любое подозрение может превратиться в неоспоримую очевидность
Массы уважают только силу.
Идеи толпы удерживаются только категоричностью и не обладают никакой связью.
Рассуждения толпы примитивны и основаны только на ассоциациях.
Толпа способна воспринимать только образы, причем, чем ярче образ, тем лучше восприятие. Чудесное и легендарное воспринимается лучше, чем логичное и рациональное.
Формулы, облеченные в слова, избавляют толпу от необходимости думать. Формулы неизменны, но слова, в которые они заключены, должны соответствовать времени. Самые ужасные вещи, названные благозвучными словами (братство, равенство, демократия), принимаются с благоговением.
Толпа направляется не к тем, кто дает ей очевидность, а к тем, кто дает ей прельщающую ее иллюзию.
Толпе необходим вожак. Вожак не обязательно умен, так как ум рождает сомнения. Он деятелен, энергичен, фанатичен. Только слепо верящий в свою идею вожак может заразить верой других. Главное качество великого вожака - упорная, стойкая воля.
Previous post Next post
Up